Как заменить приводной ремень. Рекомендации по эксплуатации и замене ремня привода вспомогательных агрегатов. Причины выхода из строя ремня ГРМ

Для снабжения электрических систем автомобиля энергией в каждом автомобиле имеется два источника питания - аккумулятор постоянного тока и трехфазный генератор переменного тока, оснащённого мощным выпрямительным мостом. Но чтобы последний начал выдавать ток, его нужно заставить крутиться. Делается это при заведённом двигателе с помощью коленчатого вала и ремня. Нередко последний требует замены.

Ремённая передача: достоинства и недостатки

Ремённый привод генератора относится к передачам, которые называются гибкой связью. Привод включает два шкива - ведущий крепится на конце коленчатого вала, ведомый насаживается на вал генератора, а также наброшенного на них ремня. Передача вращающего момента осуществляется за счёт сил трения.

Типы ремней генератора

Так как различные марки легковых автомобилей имеют разные по типу двигатели, то и ремни генератора в них используются трёх типов:

  • клиновые (в сечении имеют форму трапеции, способны вести передачу значительных усилий, выдерживают большие перегрузки);
  • поликлиновые (широкие, с продольными бороздами, обладают обратной гибкостью и используются для передачи вращения к нескольким устройствам);
  • зубчатые (на внутренней стороне имеют поперечные канавки и наделены способностью точно соблюдать передаточное число).

Отдельный ремённый привод мощного 3–фазного генератора современного легкового автомобиля - это поликлиновый ремень, состоящий из множества продольных клиновидных зубцов, расположенных на внутренней стороне плоской бесконечной основы. Главное условие устойчивой работы генераторного ремня - это обязательное наличие натяжного устройства. В качестве его выступает натяжной ролик или сам генератор.

Поликлиновая ремённая передача имеет как преимущества, так и недостатки.

Достоинства

  • маленький вес и небольшая толщина позволяют использовать ремень в приводах двигателей с высоким числом оборотов;
  • повышенная обратная гибкость позволяет одновременно передавать вращение на гидроусилитель, водяной насос, генератор, компрессор кондиционера;
  • обладает повышенной сопротивляемостью к образованию трещин;
  • защищает генератор от ударных и пиковых нагрузок во время пуска и остановки двигателя;
  • защищает генератор от перегрузки, за счёт пробуксовывания ремня в шкивах;
  • устойчивая передача крутящего момента при значительном расстоянии между шкивами коленвала и генератора;
  • простота конструкции;
  • плавная и бесшумная работа;
  • не требуется никаких видов смазки;
  • небольшая стоимость в сочетании с большим сроком службы.

Недостатки

  • концы валов со шкивами и опорные подшипники находятся под воздействием приличных сил, возникающих при сильном натяжении;
  • при возникновении больших нагрузок наблюдается сильный износ боковых поверхностей благодаря проскальзыванию;
  • срок службы зависит от правильного натяжения;
  • механизм не может нормально работать при попадании на него масла, поэтому требуется защита от любых видов смазки.

Конструкция и материал генераторного ремня

Клиновой ремень состоит из 5 слоёв

Продукт должен обладать следующими характеристиками:

  • большой прочностью при значительных колебаниях нагрузки;
  • хорошей износостойкостью;
  • максимальным коэффициентом сцепления с рабочими поверхностями шкивов;
  • быть гибким, но жёстким.

Поликлиновый ремень состоит из следующих слоёв

Привод генератора делается в виде бесконечного плоского ремня, на внутренней поверхности которого имеются продольные рёбра клиновидной формы. Такая конструкция позволяет объединять эластичность плоского и повышенную силу сцепления клинового ремня. Основа - кордовый армированный слой шнуров из синтетики, покрытых прорезиненой тканью из высокопрочного каучука. Такая конструкция практически не подвержена растяжению.

Когда менять ремень генератора

Современные технологии позволяют изготавливать генераторный ремень настолько прочным, что он способен безотказно работать длительное время - несколько десятков тысяч пробега. Многие производители устанавливают норматив для обязательной замены ремня генератора в 80–100 тысяч километров. Но контроль за состоянием этого важного элемента привода генератора должен быть. Обычная практика: визуальный осмотр на предмет выявления трещин и разлохмачивания краёв при появлении устойчивого свиста. К преждевременному повреждению приводят заусенцы и несоосность на шкивах, а также неправильное натяжение. Об обрыве просигнализируют две контрольные лампочки. Первая - об отсутствии зарядки аккумулятора. Вторая - о резком повышении температуры охлаждающей жидкости (к примеру, на классике от одного расходника работают водяной насос и генератор).

Что делать, если он порвался

Порванный ремень генератора

Если ремень порвётся в дороге, а запасного нет - ситуация сложится довольно серьёзная. Особенно сложно ночью. Двигаться можно только на буксире при заглушённом двигателе, что очень опасно. Если днём, то небольшое расстояние можно проехать на аккумуляторе, отключив все ненужные источники потребления тока: свет, магнитолу, печку, навигатор и другие устройства. В безвыходной ситуации можно попробовать использовать подручные средства:

  • разрезать порванный вдоль пополам, сложить половинки друг с другом и сделать круг нужной длины, обмотать обе половины крепкой бечёвкой;
  • поясной ремень, концы которого скрепить проволокой;
  • женские колготки, концы завязать тугим узлом;
  • прочная верёвка, концы обмотать крепкой бечёвкой;
  • жгут из автомобильной камеры, концы обмотать шпагатом или проволокой.

Как правильно подобрать нужный

Если ремень начал разрушаться от длительной эксплуатации или сильного износа - его нужно немедленно менять. Главный критерий - длина, которую можно узнать из каталога, зная каталожный номер детали этой марки автомобиля и его комплектацию. К примеру, длина для марки ВАЗ 2110–2112 у разных моделей различна:

  • для 8 и 16 клапанных двигателей, в том числе и у Приоры, с минимальной комплектацией - длина равняется 742 мм;
  • для 16 клапанного двигателя с гидроусилителем - 1115 мм;
  • для моделей, оснащённых кондиционером - 1125 мм.

Маркировка наносится на внешнюю сторону ремня

О длине можно узнать из маркировки, которая наносится на внешнюю поверхность. Рекомендуется покупать оригинальный продукт того производителя, чьими изделиями комплектуется автомобиль на сборочном конвейере.

Производители поликлиновых ремней генератора

Поликлиновый ремень генератора GATES

Американская Фирма GATES и её продукция наиболее известны среди всех производителей поликлиновых ремней. Запчасти GATES поставляются на сборочные конвейеры легковых и грузовых автомобилей Италии, Франции, Германии, Швеции, Японии, Кореи, США и других стран. Её ремни качественные, долговечные, но достаточно дорогие. Этот бренд наиболее часто подделывают недобросовестные производители низкокачественных расходников.

Немецкая фирма Continenta l также хорошо известна качеством своей продукции.

Немецкая фирма Bosch имеет в мире отличную репутацию на многие товары, в том числе на поликлиновые ремни.

Американская компания DAYCO занимает на рынке ремней 2 место и поставляет свои изделия на сборочные конвейеры автомобильных концернов Италии, Франции, Германии и других стран. Оригинальная продукция DAYCO пользуется доверием потребителей не только среди автомобилистов европейских стран, но и в США, Азии, Африке.

ПАО «БалаковоРезиноТехника» - российский производитель оригинальной резинотехнической продукции для конвейеров ВАЗа, ГАЗа и КамАЗа. Её продукты для генераторов охотно покупают владельцы моделей LADA, Волга, Газель и других отечественных марок.

Замена ремня генератора своими руками

Опытный водитель всегда возит запасную запчасть нужного размера и типа. Поменять его несложно, если в наличии есть необходимый инструмент и минимальные слесарные навыки.

Видео: Замена ремня и ролика на Рено Меган 2

Порядок действий (замена производится на неработающем двигателе и снятой клемме аккумулятора) следующий:

  • обеспечить доступ к ремню, для чего может потребоваться снять переднее колесо, брызговик двигателя, а у некоторых марок - защиту картера;у инжекторного двигателя нужно обязательно снять датчик положения коленвала;
  • ослабить натяжение ремня, для чего ослабить болт (или гайку) натяжного ролика или самого генератора;
  • зафиксировать в памяти схему расположения ремня, если он приводит в работу одновременно несколько устройств;
  • снимать старый ремень нужно с самого верхнего шкива, затем сравнить его с новым - они должны быть идентичны (никакого расхождения в профиле и длине быть не должно);
  • выяснить причину повреждения ремня и устранить её;
  • ставить новый ремень на место нужно начинать со шкива коленвала, затем набрасываем его на генератор и в последнюю очередь на водяной насос; потом нужно отрегулировать степень натяжения (при надавливании пальцем с силою 10 кг, провис не должен превышать 10 мм);
  • поставить на место клемму аккумулятора, завести двигатель и включить фары, печку, кондиционер и другие мощные потребители тока (не должно быть свиста, стуков, шумов; фары должно светить ровно на любых оборотах);
  • поставить на место детали, которые были сняты вначале.

Видео: Проверка и замена агрегатных ремней двигателя

Признаки неправильной замены

Если ремень перетянут, то на подшипники вала генератора возрастёт нагрузка, и она начнёт тормозить вал. Усилие для вращения генератора возрастёт, нагрузка на коленчатый вал станет больше, расход топлива увеличится.

Если он натянут не полностью - он начнёт проскальзывать и генератор станет вращаться с меньшими оборотами. При большой нагрузке запчасть от проскальзывания начинает свистеть. Избавиться от свиста просто - нужно всего лишь натянуть ремень.

Если он вращается на сместившихся или искривлённых шкивах, то возникает вибрация из-за биения шкива. Её также могут вызвать неисправные подшипники в натяжном ролике или генераторе. Вибрировать может и некачественный дешёвый ремень, когда он начнёт прилипать к поверхности шкива. Если вибрацию не устранить, расходник очень быстро порвётся.

Видео: Шум на холодную и вибрация ремня

Самостоятельная замена ремня генератора дело несложное, посильное даже начинающему автолюбителю. Если сделать всё своевременно, не торопясь, аккуратно - вредных последствий для автомобиля быть не должно.

В большинстве случаев, посторонний свист или скрип под капотом говорит о том, что пришло время поменять . Причем чем раньше это сделать, тем меньше вероятности сверхбыстрого износа других функциональных элементов, с которым он связан. Попробуем посмотреть, как поменять эту деталь вне мастерской. Хотя стоит отметить, что обслуживание автомобилей в соответствующих местах – имеет больше гарантий длительной эксплуатации машины, чем при самостоятельных и не всегда квалифицированных действиях.

Порядок работ

Итак, прежде чем установить новый ремень, необходимо проверить состояние ролика, возможно и он требует замены. Далее следует выполнить следующие задачи:

  1. Удалить расширительный бачок. Для этого необходимо слегка потянуть его вверх.
  2. На болт натяжителя накинуть специальный ключ.
  3. После снятия креплений демонтировать ремень (скинув с ролика).
  4. Проверить муфты и ролики на наличие посторонних шумов и люфта. Для этого требуется механически подвигать их.
  5. Поставить ремень (надевать требуется снизу вверх, держа в натяжении).
  6. Выровнять ремень.

Однако далеко не всегда может потребоваться именно замена приводного ремня. Иногда в генераторе его достаточно подтянуть. Эта процедура более простая и состоит из следующих действий:

  • ослабить слегка крепежи;
  • повернуть болт регулировки по часовой стрелке в сторону хода, отвести от блока двигателя генератор;
  • в зависимости от уровня натяжения, затянуть гайки крепежей.

Внимание! Процесс натяжки может быть индивидуальным в зависимости от марки и модификации автомобиля. В некоторых случаях даже для такой процедуры потребуется квалифицированная помощь.


Срок службы большинства ремней – более 100 тысяч километров пробега. Однако многое зависит и от интенсивности использования автомобиля.

Говоря о профессиональной замене детали в сервисном или техническом центре, надо отметить, что процедура занимает не более нескольких часов.

Особенности замены ремня также зависят от его типа. В узлах агрегата могут использоваться несколько видов:

  1. Зубчатый. В его основе лежит полимерный композит. Устройство имеет множество зубьев, давших название ремню.
  2. Клиновый. Данный тип имеет один большой клин на всей поверхности ремня.
  3. Поликлиновый. Состоит из множества клиньев.

Каждый из них используется в различных системах двигателя и, соответственно, будет иметь различные особенности замены. Если есть вопросы относительно того, как поменять или выбрать приводной ремень, в Барнауле можно всегда обратиться в компанию «РТИ-Промэкспорт», получив профессиональную консультацию.

Важной деталью конструкции автомобиля, связывающей между собой распредвал и коленвал, является ремень газораспределительного механизма - ГРМ. Замена ремня ГРМ строго регламентирована и прописана в руководстве по эксплуатации автомобиля, однако, далеко не все владельцы авто имеют представление о том, где находится ремень ГРМ, не говоря о его функции и замене.

Когда менять ремень ГРМ

Движение автомобиля обеспечивается за счёт передачи крутящего момента от коленчатого вала к распределительным. Ответственным не только за это, но и за синхронность срабатывания валов является именно лента ГРМ. Механизм газораспределения также регулирует процесс подачи топливной смеси и вывода продуктов внутреннего сгорания.

Ремень ГРМ отвечает за передачу крутящего момента и синхронность валов автомобиля

Обрыв ремня ГРМ приводит к потере синхронизации валов. Клапаны в момент обрыва находятся в опущенном положении и сталкиваются с поршнями, что в итоге приводит к дефектам и загибам клапанов, выходу из строя поршней, поломке сёдел и появлению на стенках цилиндров царапин с последующей деформацией втулок клапанов.

Результатом таких повреждений становится необходимость проведения капитального ремонта двигателя либо его полная замена.

Причины обрыва ремня ГРМ:

  • неправильная эксплуатация автомобиля;
  • несвоевременная замена детали;
  • лента низкого качества;
  • появление на поверхности изделия пятен технических жидкостей;
  • естественный износ расходника;
  • перебои в работе других узлов и систем.

При появлении приведённых ниже дефектов стоит провести осмотр ремня ГРМ и его замену:

  • появление на поверхности изделия трещин, выпуклостей и следов износа;
  • отсутствие нескольких зубьев, надрывы;
  • наличие на поверхности пятен масла или других жидкостей;
  • расслоение основы ремня;
  • обтрепавшиеся торцевые поверхности.

Вместе с ремнём ГРМ обычно меняются ролики. Обнаружение на водяном насосе царапин, сколов, люфта и прочих дефектов является основанием для его замены. Если на поверхности ремня обнаруживаются масляные пятна, то следует проверить сальники - выход из строя этих деталей и может стать причиной появления таких отметин.

Периодичность замены

Естественный износ, неправильная эксплуатация или другие причины приводят к выходу из строя ремня ГРМ и необходимости его замены. При этом доводить ситуацию до крайности не стоит: достаточно проводить регулярную диагностику и визуальную оценку детали. Подобная проверка поможет избежать обрыва в неподходящий момент.

Периодичность замены ремня ГРМ зависит от конкретной марки автомобиля и указывается в руководстве по эксплуатации транспорта. Несмотря на установленные автопроизводителями нормы, многие специалисты советуют менять запчасть каждые 50 тысяч километров пробега.

При покупке автомобиля с пробегом придётся самостоятельно проверить состояние ремня ГРМ - достаточно его визуального осмотра на предмет износа. Явными признаками износа считаются потёртости либо трещины на поверхности ремня. Однако наличие таких дефектов не означает, что ремень тут же выйдет из строя, поскольку внутри его имеется основа, состоящая из металлических прутьев. Благодаря им деталь выдерживает ударные нагрузки и сохраняет своё рабочее состояние на протяжении всего срока эксплуатации.

Растрескивание ремня ГРМ - ещё один явный признак его износа

Некоторые автомобили оснащаются ремнями ГРМ с усиленным металлическим кордом, что сказывается на их сроке эксплуатации, увеличивая его в среднем на 30%. Современные модели авто комплектуются ремнями из резины и металла, которые обладают ограниченным сроком годности.

Подобные детали нельзя ремонтировать - в случае выхода из строя их просто меняют. Решение о замене ремня принимают не только в случае его обрыва, но и в случае его провисания, растяжения или снижения плотности прилегания, что отрицательно сказывается на синхронной работе клапанов. В итоге это может привести к сбоям в функционировании всего автомобиля, основным признаком которого являются нарушения работы двигателя.

Практически всегда вместе с ремнём ГРМ меняют водяной насос, или помпу. На большинстве автомобилей данное устройство прекрасно справляется со своими обязанностями вплоть до смерти машины, однако, в некоторых ситуациях его необходимо менять раньше установленных сроков. По этой причине специалисты советуют менять помпу одновременно с ремнём ГРМ .

Как выбрать деталь

При выборе ремней ГРМ опираются на несколько основных критериев:

  • неизменность характеристик и свойств детали на протяжении всего эксплуатационного срока;
  • отсутствие деформации из-за растяжения;
  • отсутствие дефектов и явных следов разрушения.

Сегодня в автомобильных магазинах представлен широкий ассортимент ремней газораспределительного механизма, из-за чего многим автовладельцам тяжело определиться с выбором конкретной модели.

Наиболее качественными считаются изделия, произведённые в Европе. Объясняется это жёстким контролем качества изготовляемых на европейских заводах деталей: проверяется каждый этап производства начиная от выбора сырья и заканчивая проверкой уже готовой детали. По этой причине многие автовладельцы очень высоко ценят ремни механизма марки Gates.

Таблица: самые популярные марки ремней ГРМ по мнению отечественных автолюбителей

Производитель Информация о производителе
Dayco Компания из Италии, занимающаяся производством шарниров, приводных ремней и роликовых механизмов.
Gates Один из лидеров рынка производства и реализации приводных ремней. Продукция под маркой этого производителя встречается не только в сфере автомобилестроения, но и в сельском хозяйстве, металлургии, в области компьютерных технологий. Компания располагается в Бельгии.
Contitech Группа производителей, чья продукция устанавливается напрямую в новые автомобили при их сборке. Кроме того, компания занимается изготовлением механизмов пневмоподвесок, приводных систем, технических жидкостей и аксессуаров и деталей для салона авто. Немецкая фирма.
Bosch Самая известная и старая немецкая компания, специализирующаяся на выпуске автомобильных деталей, строительной и садовой техники, электроинструментов и бытовой техники. Располагается компания в Герлингене, Германия.
Lemforder Многие автолюбители знакомы с компанией под именем ZF. Производит подвески, приводы, трансмиссии и системы рулевого управления. Страна-производитель - Германия.
Балаково Отечественный производитель резинотехнических изделий, специализирующийся на производстве различных бытовых деталей, минеральных и химический смесей. Располагается завод в городе Балаково. Выпускаемые им детали пользуются огромной популярностью среди отечественных автолюбителей.

При покупке ремней ГРМ желательно обращать внимание на несколько нюансов, которые помогут определить и понять, какая запчасть оригинальная, а какая поддельная. Более подробно рассмотреть можно на примере ремней марки Gates.

Упаковка

Оригинальная запчасть реализуется в плотной картонной коробке с качественно пропечатанным рисунком. В отличие от подделки, подлинная упаковка не такая мягкая, приятная на ощупь.

Зубчики ремня

Профиль зубцов ремня на оригинале ровный и одинаковый, по краям резины нет никаких следов неровной обрезки. Также стоит проверить оборотную сторону - на подделке обычно плохо пропечатываются надписи и цифры, маркировка выполнена не белым, а грязновато-жёлтым оттенком без указания страны-производителя.

Голограмма

На оригинальной упаковке ремней Gates всегда в обязательном порядке присутствует голографический знак.

При покупке приводного ремня желательно приобретать сразу полный комплект ГРМ - его подделка более сложна и требовательна в исполнении. Стоит проверять, как выглядит упаковка и качество укладки составляющих - самого ремня и роликов к нему.

Замена ремня ГРМ своими руками

Схема замены приводного ремня - не самый сложный процесс, который можно выполнить самостоятельно в целях экономии денежных средств. Владельцу авто не нужно обладать специальными знаниями - достаточно ознакомиться с инструкцией по эксплуатации машины.

Меняем ремень

Для замены ремня ГРМ или полного комплекта механизма понадобятся следующие инструменты:

  • ключ, при помощи которого осуществляется регулировка натяжного ролика;
  • накидные ключи;
  • большая отвёртка;
  • съёмник для стопорных колец.

Порядок работ:

  1. Перед началом работ обязательно снимается минусовая клемма с аккумулятора. Для обеспечения свободного доступа к механизму газораспределения снимается защита двигателя, ремни генератора, сам генератор, бачок жидкости ГУР. Перечисленные детали могут помешать проводить замену ремня.

    Открытый механизм ГРМ после снятия всех деталей впечатляет

  2. Затем поршень первого цилиндра поднимается в верхнюю мёртвую точку и откручивается болт, крепящий натяжной ролик. Немного проворачивается ролик для ослабления натяжения ремня. После этого деталь можно спокойно снимать со шкивов роликов, распредвалов и помпы.

    После выкручивания болтов снимается натяжной ролик

  3. С привода генератора снять болт шкива немного сложнее - придётся фиксировать в одном положении коленчатый вал. Выполнять данную процедуру лучше всего с помощником - он удержит отвёрткой зубчики венцы маховика, пока будет сниматься заглушка картера сцепления.

    Фиксируют коленвал в одном положении

  4. Болт шкива коленвала откручивается и снимается вместе с шайбой.

    При помощи отвертки происходит снятие блока шкива коленвала

  5. Шкив привода генератора демонтируется с коленчатого вала. Затем с него снимают шайбу ремня ГРМ, после чего можно снимать саму ленту.

    После коленвала происходит снятие старого ремня ГРМ

Видео: как снять ленту ГРМ

Как выставить метки

Выставление меток механизма газораспределения зачастую проводится с использованием специального средства, фиксаторов - кондукторов, к которым прибегают в случае, если старый ремень был неправильно надет либо проворачивается фазорегулятор. Они позволяют зафиксировать коленвал в одном положении и устранить его прокручивание.

При использовании подобных помощников метки ГРМ выставляются следующим образом:

  1. Коленчатый и распределительный валы фиксируются кондукторами.
  2. Натяжной ролик ослабляется при помощи ключа.
  3. Ослабляются шестерни распредвала.
  4. Лента ГРМ натягивается при помощи ролика.
  5. Шестерня распредвала затягивается.

Видео: зачем обрабатывать деталь и выставлять метки при помощи кондукторов

Однако кондукторы не являются обязательным приспособлением для выставления меток ГРМ - сделать это можно и без них. Достаточно запастись ключами на 17 и 19. Более подробно процесс выставления меток механизма можно рассмотреть на примере автомобиля ВАЗ 2109:

  1. Устанавливается новый натяжной ролик.
  2. Шкив распредвала проворачивается до тех пор, пока метка на самом вале не будет находиться напротив планки, размещённой на блоке двигателя. После этого вал желательно не трогать, дабы не сдвинуть метки.
  3. На коленвал наживляется болт, предназначенный для выставления по меткам шкива. Сам вал проворачивают так, чтобы метка шкива встала в строго вертикальное положение. Правильность её расположения проверяется вытаскиванием резиновой заглушки из картера сцепления.
  4. Появляется смотровое окошко, через которое можно увидеть маховик. На нём располагается метка: если выставление было проведено правильно, то она будет располагаться напротив планки блока двигателя.
  5. Напоследок натягивается на шкив коленвала и распредвала ремень ГРМ.

Видео: выставление меток запчасти

Инструкция: как правильно ставить ремень ГРМ

Натяжение ремня ГРМ - один из важных параметров, влияющих на работоспособность двигателя автомобиля. Перетяжка детали может стать причиной быстрого износа подшипников, натяжного ролика и водяной помпы. Слабая натяжка может спровоцировать нарушения фаз газораспределения и перескок зубьев ремня.

Уровень натяжения ремня регулируется при помощи натяжного ролика - его проворачивают вокруг эксцентрической оси.

Чтобы натянуть ремень ГРМ, понадобятся следующие инструменты:

  • торцовая головка, оснащённая воротком-трещоткой либо ключ на 17;
  • специальный ключ для поворота натяжного ролика. Заменить его можно обычными свёрлами и большой отвёрткой.

Процесс натяжения ремня ГРМ или как заставить его «меняться»:

  1. С ремня механизма снимается передняя крышка.
  2. Аккуратно и плавно проворачивается коленчатый вал по часовой стрелке на один оборот. Сильнее проворачивать его не нужно - так можно вывернуть все свечи зажигания.
  3. Коленчатый вал проворачивается в обратную сторону на два зуба шкива распредвала, благодаря чему снижается натяжение ведущей части ремня.
  4. Проверяется натяжение детали. При небольшом усилии пальцев правильно натянутая лента проворачивается на 90 о.
  5. Если ремень слишком ослаблен или перетянут, то его положение корректируют. Для этого ослабляется гайка, крепящая натяжной ролик. После этого ролик проворачивается против часовой стрелки на 10–15 о для натяжения, по часовой стрелке - для ослабления.
  6. Если под рукой нет специального ключа, то в отверстия ролика вставляются свёрла, а сама деталь проворачивается отвёрткой.
  7. Гайка крепления затягивается и повторно проверяется натяжение ремня.

Видео: натяжение ремня ГРМ

В норме натяжение ремня механизма газораспределения должно быть таким, чтобы деталь прогибалась на 5,4 мм при воздействии на неё усилия в 100 Н. Проверяется натяжение ремня только на холодном двигателе.

Как заменить и натянуть ГРМ без специальных инструментов

Натяжка ремня газораспределительного механизма осуществляется с использованием специальных инструментов. Однако если их нет под рукой, можно воспользоваться отвёрткой и двумя гвоздями либо свёрлами, между которыми отвёртка и размещается. Аналогичным образом можно применить столовую вилку - у неё обламываются два зубца в центре, а оставшиеся загибаются под нужным углом.

Проверить натяжение ремня без специального инструмента можно несколькими способами:

  1. Использовать обычную линейку и гирю весом в 10 кг. Линейка размещается на ремне между шкивами, а на неё ставится гиря. Ремень должен оттянуться от плоскости не более чем на 5 мм.
  2. Воспользоваться весами - безменом. Между шкивами к центральной части ремня крепится крючок весов, после чего безмен начинают тянуть наверх до тех пор, пока он не покажет 10 кг. После этого замеряется расстояние, на которое оттянулся ремень - оно не должно превышать 5,4 мм.

Перетянутый ремень механизма во время эксплуатации авто будет неприятно визжать, при этом срок эксплуатации самой детали, натяжных роликов и подшипников помпы значительно сократится.

Видео: проверка натяжения установленного ГРМ

Как поставить новую помпу, поменять натяжные ролики и сальники

Водяной насос отличается более длительным сроком жизни, чем лента ГРМ, поэтому специалисты советуют его менять одновременно с каждым вторым ремнём. Отдельно помпу менять нецелесообразно, поскольку путь к ней аналогичен пути к ремню ГРМ, и лишний раз перебирать половину подкапотного пространства не хочется.

Аналогичная ситуация и с сальниками: меняются по мере износа и выхода из строя - к примеру, если появляются протечки моторного масла.

А вот с натяжными роликами ситуация диаметрально противоположная: поменять их можно в обязательном порядке одновременно с ремнём ГРМ.

Обрабатывают ролики и ремень после установки специальными смазками, чтобы устранить износ. Неплохим составом считается литол, однако, специалисты рекомендуют использовать специальные силиконовые смазки.

Признаки неправильных снятия и замены

После установки нового ремня ГРМ автовладельцы нередко фиксируют появление неприятного шума и свиста во время езды. Причин этому может быть две:

  1. На ленту попадают технические жидкости. Если свист и шум появляются после холодного пуска двигателя, то велика вероятность того, что протекли либо охлаждающий состав, либо моторное масло.
  2. Низкое качество установленной детали. В этом случае поможет только повторная замена ремня.

Устраняется свист и шум после замены ремня ГРМ просто - достаточно его смазать. Для этого используются специальные аэрозоли, приобрести которые можно в автомобильных магазинах.

Если же смазка не помогает и свист сохраняется, то придётся проверить все узлы на наличие протечек. При нахождении они устраняются, заменяются при необходимости детали, после чего сторонние шумы должны исчезнуть.

Нередко после замены натяжных роликов и ремня механизма газораспределения появляется неприятный гул и вибрация двигателя. Основные причины этого - неправильно выставленные метки либо ошибки при установке балансирного ремня, который проворачивается на 180 о не в ту сторону. Устраняется вибрация проверкой меток и их повторной установкой, а также корректировкой положения балансиров.

Ремень газораспределительного механизма - расходная деталь, которая играет огромную роль в работе двигателя автомобиля. Она вполне может порваться и выйти из строя, но эта проблема решаема. Регулярная замена и правильное натяжение обеспечивают нормальное функционирование всех систем машины и гарантируют безопасность движения.

Как пользователю понять, что возникли проблемы с приводным ремнем? Определенные признаки указывают на неисправные детали: коды ошибок, посторонние звуки.

Узнайте, как можно самостоятельно диагностировать поломку, на какие признаки нужно обратить внимание и как выполнить замену приводного ремня в стиральной машине.

Как определить, что возникли неполадки с элементом привода в СМА:

  1. Система самодиагностики стиралки высветила на дисплее код ошибки.
  2. При стирке барабан не вращается, однако рукой прокручивается.
  3. При работе барабан вращается очень медленно, слышатся посторонние скребущие звуки.

Чем опасна такая поломка? Тем, что при обрыве ремень мог зацепить и оборвать проводку либо повредить датчики.

Точно определить причину неполадки можно, сняв стенку стиралки и осмотрев все детали.

Почему слетает ремень? Вот самые распространенные причины неполадки:

  • Проблемы со шкивом барабана. Неправильная загрузка белья, перегруз и дисбаланс могут привести к неисправности и поломке шкива. В результате ремень соскакивает, спадает, что приводит к остановке работы СМ.

  • Износ. У каждого ремня есть свой срок службы. Но мало какие изделия работают до окончания этого срока. Вероятной причиной износа становится конструкция стиралок. Узкие машины имеют тесное расположение деталей, что приводит к быстрому изнашиванию.
  • Неправильно заложенное белье. При чрезмерной загрузке появляется дисбаланс барабана – все белье смещается на одну сторону. При отжиме на высоких оборотах барабан может резко удариться о бак, из-за чего соскакивает приводной элемент.
  • Проблемы с подшипниками, которые нужны для равномерного вращения барабана. Если подшипники вовремя не заменили, это приводит к сильной вибрации шкива. Следовательно, ремень может не только слететь, но и порваться.

  • Слишком редкое пользование СМА становится причиной разрыва ремня. Как это происходит? При редком пользовании, участки приводного элемента ссыхаются. При последующем запуске они перетираются, что приводит к растяжению и обрыву.

Выбор на замену

Как правильно установить ремень на стиральную машину? Сначала нужно приобрести аналогичное изделие, которое подойдет именно вашей СМА.

В моделях с асинхронным двигателем используется клиновый тип. Его сечение сравнивают с треугольником или трапецией. Благодаря жесткости материала они редко рвутся. Определить их номер и марку можно по обозначению на внешней стороне.

Особенностью установки клиноподобного изделия считается сильное натяжение и небольшой прогиб в средней части.

Для коллекторного мотора СМ используются поликлиновые изделия. Состоит из нескольких зубчатых клиньев.

Как натянуть приводной ремень в этом случае? Установка отличается от клинового – натягивается он не так сильно. Однако в некоторых моделях узких машин такой поликлиновый тип может надеваться очень туго. Поэтому понадобится применить большую силу для установки.

Для покупки ремня в специализированном магазине, достаточно назвать марку и модель машины, после чего продавец предложит подходящий вариант.

Как поставить слетевший, так и заменить приводной ремень в стиральной машине совсем несложно, причем работа выполняется одинаково.

Сначала выполните подготовительный этап. Отключите стиральную машину от питания. Перекройте входной вентиль с водой. Подготовьте емкость для сбора воды. Открутив заборный шланг от задней стены, слейте остатки воды в емкость. Теперь можно приступать к разборке.

Для этого возьмите крестовую отвертку, выкрутите винты по периметру задней крышки СМА. Отставив крышку в сторону, осмотрите ремень, а также близко расположенные детали – проводку и датчики – на наличие повреждений.

Если все в порядке, пришло время узнать, как поменять ремень. Замена клинового и поликлинового изделия проводится аналогичным образом. Для этого:

  • Натяните изделие сначала на вал электромотора, а потом и на шкив барабана.
  • В процессе одной рукой натягивайте ремень, другой прокручивайте шкив.

Теперь вы знаете, как вставить ремень в стиральную машину, поэтому внимательно осмотрите место установки – он должен располагаться четко в канавке. Осталось установить на место заднюю панель, закрепить ее болтами и подключить СМ к коммуникациям и сети.

Запустите машину и проверьте работоспособность нового ремня.

Как видите, менять ремень можно самостоятельно на дому. Будьте внимательны, ведь некоторые изделия настолько тугие, что придется приложить большое усилие для их натяжения.

Видео по теме вам поможет:

Разберем случаи, когда бывает необходимо самому заменить или установить на место ремень привода барабана стиральной машины. Но слетевший или порванный ремень указывает на определенные признаки неисправностей, которые необходимо определить и устранить. Ведь при срыве, ремень может повредить множество электропроводов, датчиков и других элементов, которые располагаются в задней части бака стиральной машины. Так же остановимся на том, почему ремень привода барабана слетает или рвется.

1. Особенности самостоятельной замены и установки ремня привода

Клиновые ремни. Устанавливаются на стиральные машины с асинхронными двигателями. В сечении такие ремни имеют форму усеченного треугольника. На внешней стороне всегда бывает указана длина ремня, по которой можно подобрать, при необходимости новый. Изготавливаются из более жесткого материала. Как правило, редко рвутся.

Клиновой ремень должен быть натянут «как струна» и совсем немного прогибаться в средней части. В противном случае возможны проблемы с отжимом и сбои программы стирки.

Установка слетевшего клинового ремня привода начинается со шкива двигателя, оставшаяся часть надевается на шкив барабана, после чего осторожно, с усилием вращая шкив барабана, насаживаем весь ремень.

Если ремень растянут, то необходимо натянуть его двигателем. Для этого нужно снять ремень, ослабить крепления двигателя, сместить его в сторону увеличения длины ремня, затянуть крепление и поставить ремень. Если натяжение ремня привода не предусмотрено конструкцией стиральной машины, то его нужно заменить на новый.

Поликлиновые ремни. Устанавливаются на машинки с коллекторными двигателями. В сечении имеют зубчатую форму из нескольких небольших клиньев. Различаются по длине, которая указывается в миллиметрах, а так же по форме («H» либо «J») и количеству клиньев, форма которых зависит от зубьев на шкиве двигателя. Например, обозначение на поликлиновом ремне «1287 Н8», означает, что его длина составляет 1287 мм, клинья его имеют форму «Н» и количество их составляет 8 штук. Остальные обозначения на ремне не имеют особого значения.

Установку поликлинового ремня нужно начать со шкива двигателя, на то же место, где он стоял ранее. Далее надеваем оставшуюся часть ремня на шкив барабана и, поворачивая шкив, устанавливаем ремень полностью. Желательно, чтобы положение ремня оказалось посередине шкива барабана.

Натяжение поликлинового ремня должно быть таким, чтобы среднюю часть можно было обернуть вокруг своей оси на 360 градусов, а дальнейшее вращение должно выполняться очень туго.

Отдельно скажем, на некоторых моделях стиральных машин (например, узкие машинки Siltal) поликлиновые ремни устанавливаются очень туго. Это значит, что при надевании ремня на шкив барабана, может показаться, что ремень не соответствует заявленной длине. Но это не так, просто нужно при надевании ремня и вращении шкива, применить большую силу, чем обычно, соблюдая осторожность, чтобы не повредить руки.

2. Узкие модели машин - более частый износ ремня

Ускоренный износ ремня является «болезнью» узких стиральных машин. Все узлы и элементы у таких моделей расположены близко к корпусу, не исключение и ремень. Когда узкая машинка ещё новая, то пружины и амортизаторы работают исправно. Но впоследствии они немного изнашиваются, амплитуда бака при отжиме возрастает и в результате ремень начинает задевать заднюю стенку корпуса.

Это, в конце концов, приводит к порче и растяжению ремня. Тогда необходима его замена, т. к. растянутый ремень впоследствии слетает и может повредить провода и другие элементы.

3. Треснул шкив барабана и ремень слетел

Причиной слетевшего ремня так же может стать и треснувший или сломавшийся шкив барабана. Дело в том, что он изготавливается из негнущегося, но хрупкого сплава, который при перегрузке белья, дисбалансе или неправильном натяжении ремня, может не выдержать и лопнуть.

4. Слетел ремень из-за износа подшипников

Когда подшипники стиральной машины изношены, то это, кроме постороннего шума, вызывает ещё и вибрацию шкива барабана, которая с каждой стиркой усиливается. Если долго использовать стиральную машину с изношенными подшипниками, то вибрация шкива становиться такой сильной, что ремень во время отжима может растянуться и слететь, а в некоторых случаях порваться.

5. Перегрузка и дисбаланс белья приводят к срыву ремня

Часто, причиной того, что слетел ремень стиральной машины, является временный дисбаланс белья на отжиме. Если стиральной машине не удалось перед отжимом равномерно разложить белье, то во время отжима может произойти резкий удар бака о стенки корпуса. В результате сильной встряски ремень привода может слететь.

6. Вертикальные модели - слетает из-за деформации бака

Такая неисправность часто случается на вертикальных моделях стиральных машин марки Brand с окончанием ECO (эконом-вариант) примерно через 8-10 лет эксплуатации. Дело в том, что за долгий период работы стиральной машины, её пластиковый бак деформируется, в результате чего шкив барабана и шкив электродвигателя, постепенно, смещаются друг относительно друга.

Это приводит к тому, что ремень на шкиве барабана смещается в сторону бака стиральной машины. В дальнейшем ремень настолько смещается, что часть его плоскости начинает свисать над плоскостью шкива барабана, и он слетает на отжиме.

Временно проблему можно решить путем выдвижения двигателя в сторону стенки корпуса. Это может продлить срок службы стиральной машины на полгода или год.

Для устранения неисправности необходима замена бака и возможно барабана, что невыгодно экономически. Поэтому в итоге такую машинку приходиться заменить.

7. Высыхание и обрыв ремня, как следствие редкого использования машинки

Нередко причиной обрыва ремня является его высыхание в месте наибольшего перегиба, там, где ремень огибает шкив электродвигателя. Происходит это почему-то в основном на вертикальных моделях и после того как машинкой решают воспользоваться после продолжительного перерыва в работе.

То есть перегнутый участок ремня при продолжительном нахождении в таком состоянии, высыхает и приобретает определенную жесткую форму. После начала вращения этот участок, который потерял эластичность, начинает растягиваться и обрывается.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!