Сильная личность и все о ней. Сильная личность: какие качества характера ценятся в современном мире. Терпимое дружелюбное отношение к людям

Каждый человек на протяжении своей жизни встречается с большим количеством людей, которые ведут себя по-разному и оказываются порядочными, подлыми, слабыми, волевыми и другими личностями. А как должен себя проявить человек, чтобы про него можно было сказать, что он сильная личность? Это человек, обладающий определенными чертами характера, такими как уверенность в себе и своих силах, целеустремленность, оптимизм, умение реально смотреть на вещи, стойкость, способность брать на себя ответственность за принятые решения, умение владеть ситуацией, быть лидером и вести за собой других людей.

Выдающиеся люди в истории

Не про каждого человека, жившего в прошлом или существующего в настоящее время, можно сказать, что он действительно сильная личность. Примеры людей, прославившихся своей несгибаемой силой воли, способностью вести за собой целые народы, своими судьбоносными ответственными решениями, изменившими исход множества важнейших событий, запечатлела история нашего государства и всего мира. Такими людьми можно назвать князя Владимира, Василия II, Александра Невского, императрицу Екатерину II, императора Петра I, Николая II и многих других.

Конкретный пример сильной личности

Можно еще долго приводить примеры сильной личности в истории, но хотелось бы рассмотреть одного выдающегося человека в качестве образца для подражания. Таким человеком заслуженно можно считать Юрия Гагарина – первого космонавта в истории человечества. Сила личности этого человека не подвергается сомнениям. Он прошел множество испытаний и трудностей во время подготовки к полету в космос и во время самого полета. Юрий Гагарин был очень целеустремленным, работоспособным человеком, способным мобилизоваться в трудную минуту для принятия правильного решения. Он был способен сохранять внутреннее спокойствие абсолютно в любой ситуации и передавать это спокойное состояние другим. Именно эта черта – умение не поддаваться панике и принимать взвешенные решения в трудной ситуации, являлась основной характеристикой космонавта для первого пилотируемого полета в космос.

Юрий Алексеевич был человеком простым, открытым, помогал в подготовке к полету другим космонавтам, своим коллегам. Он умел организовать людей и повести их за собой. Каждое утро Гагарин выводил на утреннюю зарядку на улицу во двор свою семью и жителей всего своего дома, обходя каждую квартиру и звоня в дверь. Он не позволял никому отлынивать и капризничать. И никто даже не пытался отказаться – все люди с радостью слушались советов и указаний этого выдающегося человека.

Став известным, Юрий Гагарин прошел испытание славой и не зазнался. А ведь давление славы выдержать не каждому под силу, чтобы остаться прежним человеком, образцом выдержки и самообладания.

Очень жаль, что этот великий человек рано ушел из жизни, погиб во время авиакатастрофы, истинная причина которой до сих пор остается не выясненной. Если бы его судьба сложилась иначе, и он не погиб, с уверенностью можно сказать, что он сделал бы еще много важных дел, многих людей смог бы повести за собой и показать им правильную дорогу в жизни. Юрий Алексеевич Гагарин – настоящий пример сильной личности в истории человечества.

Сильная личность: примеры was last modified: Декабрь 15th, 2015 by Елена Погодаева

Трудно однозначно сказать, что такое феномен сильной личности. Некоторые считают, что сильные люди - это лидеры, которые могут вести других. Другие назовут человека, который является авторитетом и образцом для подражания. Но между тем существует некое абстрактное понимание и представление того что такое сильная личность.

Сильная личность - это волевой и уверенный в себе человек способный воплотить в жизнь всё задуманное. Сильным личностям не страшны никакие преграды в их жизни. Они преодолевают их легко и успешно. Они никогда не станут расстраиваться, если что-то пошло не так, потому что точно знают, что все равно добьются своего. Внешняя среда на них не имеет никакого влияния, их не беспокоят чужие косые взгляды.

Вопреки расхожему мнению, людям с сильной личностью, совсем не легко. Большинство считает их за деспотов, а остальные считают, что они просто грубые или некомпетентные люди. Между тем, людям с сильной личностью так же страшно, как и всем вокруг, только они не дают страху превратиться в их головную боль, и им в невдомек, почему в других страх вызывает желание бросить все, а не бороться за самого себя, и поставленную цель !

Звучит знакомо? Вот 12 признаков того, что вы обладатель сильной личности.

Качества сильной личности

Абрахам Маслоу, основатель гуманистической психологии, выделил двенадцать признаков, характерных для сильных или, другими словами, «самоактуализирующихся» личностей.

1. Инициативность и уверенность в себе позволяют им достигать своих целей. Они уверены, что добьются всего, чего пожелают. При этом оценка своих возможностей трезвая и адекватная – они не замахиваются на недостижимые цели, но стараются постоянно расширять круг своих возможностей. Причем это качество касается абсолютно всех сфер деятельности – от домашних дел до работы на руководящих должностях. Они никогда не прекращают саморазвития, так как для них это равносильно деградации.

2. Сильные личности умеют налаживать отношения с окружающими и располагать их к себе независимо от характеров, менталитета общества и прочих факторов. В этом им помогает восприятие людей такими, какими они являются. В них нет тяги к перевоспитанию, осуждению, поучению – сильные личности слишком самодостаточны для того, чтобы пытаться подчинить людей и навязать им свои мнения. Но в то же время всегда добиваются от людей того, что им нужно.

3. В сильных личностях развито чувство ответственности за свои действия. Им не нужно одобрение со стороны, их не волнуют стандарты, навязанные обществом и осуждение при выходе за их рамки. Они обходятся без сторонних советов, так как сами могут щедро наградить ими других. Такая позиция дает им несравненное превосходство перед другими, более слабыми обывателями. Никогда не перекладывая ответственность на других, они скорее скажут « Я позволил себя обмануть», чем «Меня обманули», не признавая постороннего влияния на собственную персону. Они уверены в том, что только от них зависит, как сложится их жизнь в дальнейшем и поэтому никогда ничего ни от кого не требуют.

4. Полная концентрация на деле, которое интересует сильных личностей, изначально обрекает его на успех. Но тем, что им не по душе, они никогда заниматься не станут даже если на кону будет кругленькая сумма. Они полностью отдаются своему интересу, вкладывая в него все силы и возведя на верхушку жизненных приоритетов. Все остальное уходит на второй план, каким бы важным оно не являлось - семья, личная жизнь, отдых, хобби и прочие вещи. После достижения цели чувство удовлетворения приходит не в полной мере, так как сразу же повышается планка и ставится цель достичь еще большего.

5. Прямота выражения чувств – еще один яркий признак сильных личностей. Они никогда не будут скрывать, если рады или недовольны и всегда как на духу выкладывают свои чувства независимо от того отрицательные они или положительные. Причем это относится, как к окружающим, так и к себе. Умение не врать себе поднимает их на планку выше прочих людей, они прислушиваются к своим чувствам и верят им, не скрываясь за маской в отличие от слабых личностей. Внутренние конфликты, время от времени возникающие у любого человека, не остаются без внимания – их немедля подлежит разрешить, чтобы снова обрести спокойствие духа и уравновешенность. Живя настоящим днем, сильные личности ощущают себя частью мира, но при этом частью автономной.

6. Не доверяя авторитарной власти, сильные личности никогда не будут никому слепо подчиняться. Каждое поступающее предложение пропускается через фильтр осмысления и критической оценки. Поэтому они не поддаются указаниям в не зависимости от кого они поступают – от начальства, семьи, родителей или окружения в целом. Если ими пытаются манипулировать, они это сразу же чувствуют и пресекают попытки на корню, не допуская нарушения своих личных интересов, которые всегда стоят на первом месте. Единственное на что согласны сильные личности – выгодное для них сотрудничество. Они никогда не создают себе кумиров, но есть некоторые люди, у которых они охотно учатся, постигая новые для себя горизонты. Теория для сильных личностей мало что значит – они практики. Они знают, что нужно сделать для того, чтобы достичь успеха и просто делают это.

7. Сильные личности обладают яркой индивидуальностью, которая проявляется совершенно во всех сферах жизни – работе, спорте, общении с людьми, увлечениях. Их не пугает эта непохожесть, не смущает повышенный интерес людей, они наоборот стремятся выразить свою индивидуальность всеми средствами.

8. Время от времени у них возникает необходимость в уединении для того, чтобы привести мысли в порядок, найти лучшие выходы из положения, принять правильное решение. Одиночества они не ощущают – для них нет такого понятия.

9. Сильныа личность постоянно находятся в процессе самосовершенствования – они стараются делать еще качественнее то, что и так делали хорошо, приобретать новые навыки и знания. Они всегда вникают в самую суть, пытаясь добраться до ядра истины, задавая при этом себе множество вопросов и тут же отвечая на них.

10. Грань между приемлемым и неприемлемым срабатывает у сильных личностей на интуитивном уровне. Их никто этому не учил, они и сами прекрасно знают, что можно делать в той или иной ситуации и что нельзя. Но это не значит, что у них настолько строгие моральные принципы, что они никогда не переступают их. Главное, чтобы действие было оправданным. Они никогда не совершают таких поступков, которые считают неприемлемыми в отношении себя, то есть никогда не станут обманывать, идти на махинации, предавать, подставлять и прочее, чем грешат обычно слабые личности. Сильные личности никогда не будут прибегать к недопустимым средствам в достижении своей цели, какой бы важной она ни была.

11. Сильные личности отличаются жизнерадостностью в любых жизненных ситуациях, они не унывают, опуская руки. На их эмоциональном состоянии не сказываются ни финансовые проблемы, ни мнение окружающих людей, ни общее состояние дел. Они всегда невозмутимы и оптимистичны и отличаются адекватной оценкой сложившейся ситуации. Умеют смеяться над собой и по - доброму подшучивают над другими.

12. Но, несмотря на спокойствие в повседневной жизни, такие люди способны на острейшие по накалу переживания. Они обычно не носят негативного характера, а наоборот связаны с достижениями, творческими процессами. Оно может появиться от внезапно возникшей в голове мысли, талантливой игры актера и многого другого.

Именно так знаменитый американский психолог Маслоу описывал качества сильных личностей, то есть людей стремящихся к «самоактуализации», составив очень полный список их характеристик.

Как воспитать в себе сильную личность

Сильной личностью можно не только родиться, но и стать со временем. Ниже приведены основные принципы становления сильной личностью, если вы действительно хотите стать сильной личностью и заиметь у себя твердый внутренний стержень то вам придется придерживаться всех ниже перечисленных пяти не простых правил несмотря на собственные страхи и сомнения.

    • Нужно выяснить свои недостатки. Сделать это очень просто, обратите внимание на самого себя если вы испытываете чувство дискомфорта и угнетенности в той или иной ситуации вам следует перестать терпеть её и наиболее быстрым способом решить её любыми возможными путями.
    • Заставляйте себя делать то что вам не нравиться. Помните что есть такое слово надо и если вам что то надо, но делать этого не хочется, то постарайтесь перебороть себя и сделать это. Сильные личности не бояться трудностей они их преодолевают, так будьте сильнее самого себя.
    • Займитесь любым подходящим для вас спортом где есть возможность посоревноваться с другими людьми, в идеале это могут быть какие-либо единоборства, но все же подойдут и другие виды.
    • Читайте классическую литературу, умственное превосходство должно приободрить вас и помочь поверить в себя и в свои идеи.
    • Научитесь грамотно, сформулировано, внятно выражать свои мысли, в буквальном смысле вам необходимо учиться говорить заново.

Придерживаясь этих не простых правил, вы добьетесь того чего желаете.

Сильной личности присущи твердая воля, они могут открыто проявить собственные чувства, переживания или же эмоции.

Сильный человек всегда уверен в себе, в собственных силах и способностях.
Для него не существует непреодолимых препятствий и непроходимых барьеров. Он находит любые способы, чтобы поставленная им цель была успешно выполнена.

Сильная личность без тени сомнений постарается покорить те вершины, которые до него были никому не доступны. Ради достижения поставленной задачи сильная личность может пойти на любые возможные жертвы. Чем сложнее кажется задача, тем больше она притягивает к себе сильную личность.

Зачатки появления сильной личности проявляются еще в раннем детстве, хотя и считается, что сильными личностями не рождаются, ими становятся позднее. Но чтобы стать по-настоящему сильным человеком, к этому надо идти долго и упорно.

Каковыми признаками должен обладать сильный человек

Сильная личность должна:

  • уметь скрывать собственные чувства и эмоции;
  • ощущать себя комфортно даже в одиночестве;
  • не обременена вниманием окружающих;
  • не бояться риска;
  • быть свободным от различных предрассудков;
  • обладать мудростью;
  • проявлять тягу к обучению;
  • оказывать помощь окружающим;
  • бороться с несправедливостью;
  • никогда не оправдываться;
  • не ждать наград и благодарностей;
  • быть всегда спокойной, как удав;
  • уметь, когда надо, просить прощение;
  • не ждать помощи от других, действовать всегда самому;
  • не бежать впереди паровоза, все проблемы надо решать по порядку по мере их поступления;
  • обладать высочайшим уровнем ответственности.

Как становятся сильными личностями

Для того, чтобы стать сильной личностью, надо постараться избавиться от многих своих черт, которые этому препятствуют и развивать в себе целеустремленность, напористость, упорство и настойчивость вместе с другими индивидуальными качествами, способствующими вашей намеченной цели.

Для этого придется, возможно, нарушить и некоторые принципы и нормы общественной морали. Встать в открытую против общества это может себе позволить только незаурядная сильная личность.

К сожалению, если мы обратимся к историческим истокам, не всех сильных личностей отличали в этом мире добрые дела. Примеров этому достаточно. Вспомните только Адольфа Гитлера или Тамерлана.

Но к счастью есть и много достойных представителей редкого племени сильных личностей. Например Коко Шанель и Стивен Хокинг.

Билет №1.

1) 1. Что такое личность? Сильная личность? Качества личности.

2) 2. Групповые нормы. Как правильно выбрать группу.

3) 3. Плановая проверка сохранности коллекций Эрмитажа выявила пропажу более 200 шедевров. О каких проблемах в духовной сфере свидетельствует эта ситуация? Аргументируй свои выводы.

Что такое личность? Сильная личность? Качества личности.

Личность - это каждый человек, который индивидуально отличается от других.

Рассмотрим данное определение более подробно. В основном людям от природы дан единый ум, то есть люди одного возраста (в общем случае), должны быть одинаково развитыми, иметь единые представления о примитивных вещах.

Так кого называют личностью? Можно заметить, сравнивая одинаковых по объему памяти, физическим и умственным способностям, воображению, людей, что они ведут себя совершенно по-разному. Данные различия практически невозможно объяснить. Но эти различия делают каждого человека личностью. Личность - это человек с индивидуальными качествами.

Личностью может быть абсолютно каждый человек, например человек с какими-то психологическими, физическими, умственными особенностями. Сильная личность А кого называют сильной личностью?

Сильная личность - это человек, который ставит себя превыше всех обстоятельств, воспринимает по-другому все сомнения и трудности. Этот человек не перенимает у кого-либо манеру одеваться, может не следовать моде, а отдаваться лишь своим собственным предпочтениям. Главное, что делает человека сильной личностью - это его собственное поведение. Кого называют личностью? Того, ведет себя так, как велят ему собственные убеждения. Он не боится, что кого-то отпугнет своим поведением, а поступает лишь так, как указывает ему его сердце.

К сожалению, в сегодняшнем мире можно встретить не так уж много сильных личностей. Каждый старается что-то перенять у другого, поступить так, как делают остальные. Страх и предубеждение - вот что мешает человеку отступить от навязанных норм и делать так, как нужно ему. Как стать сильной личностью? Кого называют личностью? Человека, имеющего целостный внутренний мир. Но даже личность может превратиться в копию кого-то, то есть потерять свои индивидуальные качества и особенности, стать частью толпы. Но и наоборот, личность может превратиться в сильную личность. Тот самый человек, кого можно назвать личностью, должен сделать первый большой шаг на пути к преодолению ненужных принципов и норм. Он может победить тенденциозность, перестать следовать другим. Человек, который может открыто встать против всего общества, направленного против него, защитить свои собственные взгляды на жизнь, свои устои - это человек, который является сильной личностью.

История показывает, что к сожалению, быть сильной личностью - не всегда значит быть хорошим человеком. На уроках обществознания говорят о такой сильной личности, как Адольф Гитлер. Однако, сильной личностью была и Коко Шанель, которая не только добилась огромных успехов в своем деле, но и убедила людей, которые сначала не понимали ее, что она все делала правильно.

4) Групповые нормы. Как правильно выбрать группу.

1 ОТВЕТ: Правила поведения, регулирующие отношения между членами группы. Санкции- высказать свое отношение, выговор устный, игнорировать, похвалить, улыбнуться, пожать руку... Общение - способ передачи информации, знаний, умений, чувств. Помогает открытость человека, мешают комплексы. Зарождаются из-за возникновений противоречий по поводу материального объекта или взгляда, идеи. Протекает: в виде конфронтации (скрытая форма, внутреннее состояние) и открытых действий: ссора, ругань, спор, драка...
2 ОТВЕТ Допусти, возьмем отдельную группу людей.. не большую.. допустим класс. В классе всегда есть свои законы, правила и каждый в классе их придерживается. В класс приходит новенький, если он не нравится коллективу, потому что не выполняет требования группы или вызывает у них агрессию, они могут применить свои "санкции"...допустим не общаться с ним, некоторые могут его обижать, гнобить и прочее..

Билет №2.

1. Индивидуальность (определение).

2. Что такое общение. Каковы его цели?

3. Есть такое выражение: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример тому». Чему тебя научили твои родители? Чему ты хотел бы ещё научиться?

Индивидуальность (определение).

Индивидуа́льность (от лат. individuum - неделимое, особь) - совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности является, в первую очередь, среда, где он растет, ассоциации, накопленные им в детстве, воспитание, особенности строения семьи и обращение с ребёнком. Существует мнение, что "индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают" (А.Г. Асмолов).В психологии этот термин употребляется при описании 2-х явлений:индивидуально-психологических различий (индивидуальность как своеобразие психологических свойств человека)иерархической организации психологических свойств человека (индивидуальность как высший уровень этой организации по отношению к индивидному и личностному) (см. интегральная индивидуальность).Во втором случае индивидуальность определяется единством свойств человека, а в первом - только отличительными его свойствами

Что такое общение

Общением называют взаимные деловые и дружеские отношения людей. При этих взаимоотношениях своими словами, видом и поведением люди оказывают влияние на мысли и чувства друг друга.

У разных людей разные способности к общению. Одни общаются легко и не только сами получают в процессе общения удовольствие, но и без особых усилий создают и поддерживают у других людей хорошее настроение. Иные, наоборот, вносят напряжённость, портят настроение себе и другим.

Как правило, мы с первого взгляда способны воспринять человека и почувствовать своё отношение к нему: интерес, симпатию, неприязнь и т. п. С этого и начинается общение.

Учёные считают общение самой первой и самой главной формой отношения человека к окружающему миру. Вначале с помощью общения ребёнок добивается понимания своих желаний мамой, другими близкими людьми, затем начинает не просто выражать свои желания, но и учитывать желания других, ведь от них зависит удовлетворение его собственных.

Так с первых дней жизни человек приобретает опыт общения прежде всего с членами своей семьи, родными и близкими. Если этого не происходит, у ребёнка возникают серьёзные отклонения в развитии.

В книгах описаны десятки случаев, когда дети были вскормлены и воспитаны дикими животными. Когда этих детей находили, то начинали заниматься с ними, учили их говорить и понимать людей. Но все попытки свидетельствовали об одном и том же: ребёнок, выросший без общения с людьми до пяти-шести лет, не может уже развиваться как человек .

Каковы цели общения

Нет такой деятельности, которая не требовала бы общения. Ведь общаться можно и с человеком, и с природой, и с любимым питомцем, и с книгой, и даже со своими игрушками.

Некоторые приёмы общения мы повторяем изо дня в день, и они превратились в ритуальные (обязательные) действия. Ритуальное общение помогает в типичных, повторяющихся ситуациях. Например, вы здороваетесь с учителем в начале каждого урока, вставая из-за парт. Или некоторые из вас каждое утро целуют своих бабушек, провожающих внуков в школу.

Что происходит с людьми в результате общения? Принимая и усваивая информацию, передавая свою информацию в ответ, люди меняются. Каждый из участников общения после него не такой, каким был до его начала. Вот почему целью и результатом общения можно считать и развитие самого человека.

Билет №3.

5) 1. Познание мира и себя (определение).

6) 2. Виды и средства общения.

7) 3. Что ты посоветовал бы другу, с которым поссорился, изменить в своих взаимоотношениях, чтобы в следующий раз избежать конфликта? Что бы ты посоветовал при этом самому себе?

Познание мира и себя

Человек, взаимодействуя с окружающим миром в процессе разнообразной деятельности (труд, учёба, общение, игра), активно познаёт его.

Познание мира начинается с пространства, в котором ты живёшь и действуешь. В городе или селе в постоянном общении ты видишь разные стороны жизни людей, трудовую деятельность взрослых. Посильное участие в труде (в семейном хозяйстве, учёбе) расширяет твои представления о мире труда, мотивах участия в нём людей, помогает в поиске трудового занятия.

Основной канал знаний об окружающем мире для подростка - учёба в школе, общение со сверстниками. О школе речь пойдёт дальше.

Общение со сверстниками не только обогащает новой, значимой информацией, но и помогает найти ответы на волнующие тебя, сокровенные вопросы. Вспомни, что ты чаще всего обсуждаешь с друзьями: события в стране, твоём регионе; отношения с ровесниками, взрослыми; содержание книги, кинофильма. Как это общение помогает тебе познавать окружающий мир, влияет на его восприятие?

Познание мира тесно связано с познанием человеком себя.

Интерес к своему «я» человек начинает испытывать очень рано. «Я сам!» - говорит трёхлетний малыш, тем самым подчёркивая, что ему под силу сделать самостоятельный шаг. Подросток уже стремится найти ответы на такие главные для себя вопросы, как «Кто я?», «Каков я?», «Чем отличаюсь от других?», «Что я могу?». Некоторые взрослые вспоминают о годах отрочества с иронической улыбкой, называя свои мечты и поступки ребячеством. Между тем они хорошо понимают, что период ребячества - это чуть ли не самая важная часть жизни, часто определяющая всё будущее. Именно в это время так хочется разобраться в себе, в своих отношениях с окружающими, правильно оценить себя. Задача эта сложная даже для взрослого, но ты уже сейчас можешь накапливать для этого знания и опыт.

Познание самого себя предполагает исследование человеком своих способностей и возможностей, поиск того вида деятельности, который в наибольшей мере будет им соответствовать. Осознавая свои особенности, качества своей личности, человек стремится что-то изменить в своих отношениях с окружающими.

Стремление человека узнать и оценить свои способности, чтобы выжить и действовать в окружающем мире, всегда было его важной потребностью .

8) Понятие и виды общения

Рассматривая образ жизни различных высших животных и человека, мы замечаем, что в нем выделяются две стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами. Первый тип контактов мы назвали деятельностью, и он уже был рассмотрен в гл. 6. Второй тип контактов характеризуется тем, что взаимодействующими друг с другом сторонами являются живые существа, организм с организмом, обменивающиеся информацией. Этот тип внутривидовых и межвидовых контактов называют общением.

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью. В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства. Содержание - это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Один человек может передавать другому информацию о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении. Через общение от одного живого существа к другому могут передаваться данные об их эмоциональных состояниях (удовлетворенность, радость, гнев, печаль, страдание и т.п.), ориентированные на то, чтобы определенным образом настроить другое живое существо на контакты. Такая же информация передается от человека к человеку и служит средством межличностной настройки. По отношению к разгневанному или страдающему человеку мы, например, ведем себя иначе, чем по отношению к тому, кто настроен благожелательно и испытывает радость.

У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.

Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. Мать, например, голосом или движением предупреждает детеныша об опасности; одни животные в стаде могут предупреждать других о том, что ими восприняты жизненно важные сигналы.

У человека количество целей общения увеличивается. В них помимо перечисленных выше включаются передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое другое. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

Не менее существенны отличия средств общения . Последние можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому.

Кодирование информации - это способ передачи ее от одного живого существа к другому. Например, информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т.п. Информация может людьми передаваться и восприниматься на расстоянии, через органы чувств (наблюдения со стороны одного человека за движениями другого или восприятие производимых им звуковых сигналов).

У человека, кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, которые изобретены и усовершенствованы им самим. Это - язык и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио-и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей). По своей изобретательности в выборе средств и способов внутривидового общения человек намного опередил все известные нам живые существа, обитающие на планете Земля.

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов. По содержанию оно может быть представлено как материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками). При материальном общении субъекты, будучи занятыми индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей. При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние. Например, поднять настроение или, напротив, испортить его; возбудить или успокоить друг друга, а в конечном счете - оказать определенное воздействие на самочувствие друг друга.

Билет №4.

1. Что такое самосознание? Что такое самооценка?

2. Основные стадии развития конфликта. Привести примеры.

3. На одном из занятий психолог дал задание шестиклассникам произнести речь в защиту страха. Предложи свой вариант такой речи. Какие аргументы можно привести в защиту страха (чем страх полезен)? Если ты не согласен с темой выступления, выполни следующее задание.

Что такое самосознание

Потребность понять и узнать себя способствует развитию самосознания, т. е. сознания, направленного на себя самого. Ты стремишься осознать свои сильные и слабые стороны, понять перспективы своей деятельности, взаимоотношения с окружающими тебя людьми, не только замечаешь действия и оценки других по отношению к тебе, но и стараешься их анализировать: какие оценки принять, какие отвергнуть, с чем согласиться, а против чего протестовать.

Ты можешь оценить свои физические качества («Я сильный»), практические умения («Я могу работать рубанком»), поступки («Я уважаю мнение старших»), моральные качества («Я всегда держу данное слово»). Самооценка может быть правильной или ложной, относительно высокой или низкой. Ложная или заниженная самооценка сдерживает развитие способностей , рождает неверие в себя, снижает удовлетворение от учёбы, любимого занятия. Правильная самооценка помогает поверить в свои силы, выделить ту деятельность, в которой ты сможешь достичь высоких результатов, преодолеть все трудности.

Билет №5.

1. Деятельность человека (определение)

2. Какие существуют стратегии поведения в конфликте?

3. О ком из известных людей нашего времени ты мог бы сказать, что у него богатый внутренний духовный мир? Почему?

Билет №6.

1. Основные формы деятельности человека.

2. Что такое потребности? Какие бывают потребности?

3. Алексей считает, что «слабакам» не место в жизни. Он старается доказать одноклассникам, что сильная личность никого не боится и добивается всего, чего хочет. На глазах у всех Алексей пристаёт к девочкам: дёргает их за косички, прячет портфели, разрисовывает тетрадки. А с малышами он и вовсе «смелый»: может отобрать завтрак или заставить завязывать шнурки на своих ботинках. Но почему-то взрослые называют его невоспитанным и некультурным человеком. А каково твоё мнение в связи с этим? Поясни его.

Формы деятельности

В зависимости от многообразия потребностей человека и общества складывается и многообразие конкретных видов деятельности людей.

Исходя из различных оснований, выделяют различные виды деятельности. В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру деятельность подразделяют на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Духовная деятельность связана с изменением сознания людей.

Когда деятельность человека соотносят с ходом истории, с общественным прогрессом, то выделяют прогрессивную или реакционную направленность деятельности, а также созидательную или разрушительную . Опираясь на изученный в курсе истории материал, вы можете привести примеры событий, в которых проявлялись эти виды деятельности.

В зависимости от соответствия деятельности существующим общекультурным ценностям, социальным нормам определяют законную и незаконную, моральную и аморальную деятельность .

В связи с социальными формами объединения людей в целях осуществления деятельности выделяют коллективную, массовую, индивидуальную деятельность .

В зависимости от наличия или отсутствия новизны целей, результатов деятельности, способов её осуществления различают однообразную, шаблонную, монотонную деятельность , которая выполняется строго по правилам, инструкциям, новое в такой деятельности сведено к минимуму, а чаще всего отсутствует полностью, и деятельность инновационную, изобретательскую, творческую . Словом «творчество» принято обозначать деятельность, порождающую нечто качественно новое, ранее неизвестное. Творческая деятельность отличается неповторимостью, уникальностью, оригинальностью. Важно подчеркнуть, что элементы творчества могут найти место в любой деятельности. И чем менее она регламентирована правилами, инструкциями, тем больше в ней возможностей для творчества.

В зависимости от общественных сфер, в которых деятельность протекает, различают экономическую, политическую, социальную деятельность и др. Кроме того, в каждой сфере жизни общества выделяют свойственные ей определённые виды человеческой деятельности. Например, экономической сфере свойственны производственная и потребительская деятельность. Для политической характерны государственная, военная, международная деятельность. Для духовной сферы жизни общества - научная, образовательная, досуговая.

Рассматривая процесс становления человеческой личности, отечественная психология выделяет следующие основные виды деятельности людей. Во-первых, это игра: предметная, сюжетно-ролевая, интеллектуальная, спортивная. Игровая деятельность ориентирована не столько на конкретный результат, сколько на сам процесс игры - её правила, ситуацию, воображаемую обстановку. Она готовит человека к творческой деятельности и жизни в обществе.

Во-вторых, это учение - деятельность, направленная на приобретение знаний и способов действий.

В-третьих, это труд - вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата.

Часто наряду с игрой, учением и трудом в качестве основного вида деятельности людей выделяют общение - установление и развитие взаимных отношений, контактов между людьми. Общение включает в себя обмен информацией, оценками, чувствами и конкретными действиями.

Какие бывают потребности

Мобильный телефон, компьютер и телевизор, самолёт и автомобиль... Всё когда-то было в диковинку. До появления этих предметов человек спокойно обходился без них. Но по мере того как они распространялись, завоёвывали себе жизненное пространство, человек всё больше и больше нуждался в них, они становились ему всё более необходимыми. Проходит какое-то время, и человек уже не представляет своей жизни без достижений техники!

Меняется мир, меняются человеческие потребности . Человек понимает, что есть что-то, без чего ему будет трудно, практически невозможно обойтись. И он начинает предпринимать какие-то шаги, чтобы получить нужное.

Например, ты услышал о новом фильме. Тебе очень захотелось его посмотреть. Что ты станешь делать? Попросишь родителей купить диск с фильмом? Возьмёшь его у друзей? Воспользуешься Интернетом? Пойдёшь в кинотеатр? В любом случае ты не будешь сидеть сложа руки. Иными словами, именно потребности заставляют человека действовать.

Человеку необходимы воздух, вода, еда, тепло, сон, отдых. Он заботится о том, как выжить самому и продолжить свой род. Это биологические потребности . Такие потребности ещё относят к физиологическим или материальным.

Но для того чтобы стать личностью, занять своё место в обществе, этого явно недостаточно. Поэтому говорят о социальных потребностях : потребности в общении, в труде. Человек не станет счастливым, если не сможет реализовать свои способности, не найдёт своё место в жизни.

Человек испытывает духовные потребности в познании окружающего мира, получении знаний и умений, достижении гармонии и красоты.

Потребности возникают вновь и вновь. С изменением жизни у людей появляются новые потребности и новые способы их удовлетворения. Потребности во многом определяются условиями, в которых человек живёт. Это касается даже биологических потребностей. Голод независимо от того, в каком обществе человек живёт, должен быть утолён, т. е. нужно поесть. Но что и как? За столом с помощью ножа и вилки съесть вкусно приготовленную пищу или есть руками сырое мясо? Согласись, существует разница.

Ни одну потребность невозможно удовлетворить раз и навсегда. Она возникает снова, заставляя человека создавать новые возможности для её удовлетворения.

Билет №7.

1. Что составляет духовный мир человека (определение).

2. В чем суть золотого правила морали?

3. Назови, в каких профессиях, специальностях чтение составляет основное звено трудовой деятельности, а в каких применяются математические расчёты. С какими профессиями связаны умения, приобретаемые на школьном уроке «Рисование», а какие предметы учат понимать мотивы поведения людей?

Духовный мир человека

Духовный мир - это внутренний мир человека, мир его мыслей и чувств. Он формируется в процессе удовлетворения духовных потребностей, т. е. в процессе познания (приобретения знаний). Духовный мир каждого человека уникален. Духовно богатый человек стремится к новым знаниям.

Мысли - это важная составляющая духовного мира человека; способность мыслить - отличительная черта человека. Содержание человеческого мышления в основном составляют понятия, суждения, умозаключения. Мысль, выделяющая совокупность предметов по их общим признакам, называется понятием .

Среди чувств особую группу составляют высшие чувства. К ним относятся нравственные (чувство долга, справедливости, возмущения бесчестным поступком, любовь к труду), эстетические (чувство наслаждения, радости от общения с прекрасным - природой, произведениями искусства) и интеллектуальные чувства (переживания, связанные с познанием окружающего мира).

Билет №8.

1. Конституция РФ

2. Ступени российского образования

3. Назови особенности поведения своих сверстников, свидетельствующие о появлении у них чувства взрослости.

Конституция РФ

Конституция РФ - главный нормативный акт, обладающий высшей юридической силой на всей территории России. Она провозглашает и гарантирует права, свободы и обязанности человека и гражданина, она определяет основы общественного и государственного строя, федеративное устройство государства, а также устройство государственной власти. Цели, провозглашённые Конституцией, мы уже уяснили. Теперь следует отметить её основные задачи.

Конституция, утверждают учёные, решает три главные задачи:

1) закрепить и гарантировать фундаментальные права человека;

2) упорядочить государственную власть;

3) утвердить правосудие.

Ступени образования

Общее образование включает в себя три ступени: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее.

Основная школа (основное общее образование) начинается с 5 класса.

Окончив 9 класс, ты получишь аттестат об основном общем образовании.

После его получения ты сам будешь решать, поступать ли тебе в колледж или училище, где начнётся твоя профессиональная подготовка. Если захочешь, ты можешь продолжить учиться в школе и получить среднее (полное) общее образование. Оно необходимо тому, кто решит получать высшее образование - поступать в институт, университет, академию и т. д.

Не получив высшего образования, нельзя, к примеру, стать врачом, юристом, инженером, психологом, учёным.

А первые самостоятельные шаги к вершинам знаний ты делаешь в школе.

Билет №9.

1. Как правильно выбрать профессию. Какую роль в этом играет поддержка близких?

2. Что такое страх?

3. Что ты думаешь о следующем высказывании писательницы Н. Долининой? «Когда-то я думала, Пущину повезло: благодаря великому поэту он вошёл в историю. Теперь, прочитав письма, воспоминания, книги о декабристах, иногда думаю: это Пушкину повезло. Он встретил в жизни человека такой чистоты, такого душевного тепла и бескорыстия, как Пущин! И всё-таки не просто повезло. Он сам выбрал этого человека среди остальных и сумел душевно заработать эту дружбу».

Выбор профессии

Выбор деятельности зависит от интереса к ней, твоих способностей и склонностей. Некоторые из твоих сверстников включаются в деятельность по примеру друзей, в частности увлекаются компьютерными играми. Другие примеряют на себя престижные роли: мальчики - программиста или банкира, девочки - фотомодели. Незнание требований к той или иной деятельности, неумение оценить свои способности могут впоследствии привести к неудаче, разочарованию в выбранной профессии. Причём в правильном и успешном выборе деятельности заинтересован не только сам человек, но и общество в целом. Вот что писал А. П. Чехов в записной книжке: «Бездарный учёный, тупица, прослужил 24 года, не сделав ничего хорошего, дав миру десятки таких же бездарных узких учёных, как он сам. Тайно по ночам он переплетает книги - это его истинное призвание; здесь он артист и испытывает наслаждение. К нему ходит переплётчик, любитель учёности. Тайно по ночам он занимается наукой».

Есть труд, который рассматривается подростками как недостойный, нетворческий (например, помогать ухаживать на ферме за животными, убирать свой двор и т. п.). Но как смогут люди обходиться без этого труда?

В школе и дома тебе говорят: «Будешь хорошо учиться - перед тобой откроются все дороги. Выбирай любое дело». Это верно, но общество не в состоянии пока обеспечить всех творческим трудом. Есть много профессий, которые не являются творческими и увлекательными, но они очень нужны людям. Да и любая деятельность содержит в себе множество нетворческих моментов. Педагог проверяет тетради, балерина упражняется в технике танца. Ты сам можешь дополнить этот перечень.

Что такое страх

О страхе написано очень много. Страх - одна из вечных проблем человека. Его испытывают все люди. Это одна из эмоций, причём довольно опасная.

Чего обычно боятся люди? Боли, смерти, болезни, наказания, потери близких и т. д. Общее у всех страхов то, что неприятность ещё не наступила, а человек уже ждёт её и испытывает страдание. Опасность ещё только угрожает, а страх уже ползёт мурашками по спине.

Чувство страха знакомо не только людям. Его испытывают и животные. Сильный испуг иногда называют животным страхом. Оттенков (вариантов проявления) страха достаточно много.

Имя Фобоса, сына бога войны, дало название необъяснимому страху. Постоянную боязнь чего-либо называют фобией. Таких фобий (страхов) насчитывается огромное множество. Кто-то боится выходить из дома, кто-то боится темноты, кто-то - незнакомых людей, собак и т. д. Иногда фобии принимают характер болезни.

Но у страха есть и полезное назначение. Он служит предупреждением об опасности. Страх позволяет сосредоточить внимание на источнике тревоги, требует осторожности. Не будь его, во многих случаях беспечность могла бы принести много вреда человеку или даже погубить его.

Чтобы страх не взял над нами верх, важно постараться понять, в чём его причина. Не случайно народная мудрость гласит: «У страха глаза велики». Это значит, что страх затмевает истину, мешает нам видеть мир таким, каков он есть.

Древних людей страх преследовал повсюду. В древнегреческих мифах говорится, что от брака Афродиты, богини красоты и любви, и Ареса, вероломного бога войны, родились сыновья Деймос (ужас) и Фобос (страх). Арес, как и его сестра Эрида - богиня ссор и раздоров, старался разжечь вражду, несправедливые и жестокие войны.

Билет №10.

1. Какие отношения называются межличностными? Что лежит в основе межличностных отношений?

2. Что такое гуманизм?

3. Недавно в одной из школ твои ровесники-шестиклассники обсуждали вопрос: «Для чего нужна школа сегодня?» И вот к каким выводам они пришли: «Школа нужна, во-первых, чтобы передать знания от старших к младшим; во-вторых, чтобы выработать нужные для жизни умения; в-третьих, чтобы научить какой-то профессии».

Что такое гуманизм

Человеческое отношение к миру можно назвать гуманным. Это слово происходит от латинского корня homo - человек. Гуманное - значит, великодушное, доброе, уважительное по отношению к людям. Для гуманного отношения к человеку характерны готовность понять другого, стремление видеть в нём равного себе, достойного уважения человека.

Каждый хочет, чтобы по отношению к нему проявляли уважение, ценили его достоинства и прощали недостатки. А часто ли ты готов проявить эти же качества к другим людям? Готов ли ты простить близкого тебе человека за невольную обиду? Разделяешь ли ты заботы и тревоги своих родных? Переживаешь ли несчастье друга как своё собственное?

От корня homo происходит и слово «гуманизм». В словаре можно прочитать, что гуманизм - это определённая система воззрений, признающая ценность человека, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки справедливого общества.

Идеалы гуманизма волновали и вдохновляли писателей, художников и философов на создание прекрасных творений во славу человека. Для гуманизма характерны интерес к человеку, вера в его способности и творческие возможности. Гуманизм - это не только определённое отношение к миру и человеку в нём, но и принцип (определённое правило) поведения. Истинный гуманизм предполагает ответственность человека за все свои действия.

В ходе истории представления о том, какие качества людей достойны уважения, менялись, но во все времена достойные поступки отличали от недостойных. Сама жизнь человеческая рассматривалась как ценность. Это благоговейное отношение нашло отражение в нравственных заповедях многих религий «Не убий...».

Билет №11.

1. Виды межличностных отношений.

2. Семья. Типы семьи

3. Как ты понимаешь английскую пословицу «Цена работника - его зарплата»?

Семья и типы семьи

Иногда вызывает у людей бурю негодования, потому что люди сильные не зависят от мнения окружающих, ими трудно манипулировать. Это вводит в ступор большинство любителей навешать ярлыки. Признаки сильной личности помогут вам понять, насколько сильны вы сами.

Признак первый: умение скрывать истинные эмоции

Тут важно понимать, что необходимо именно умение, а не постоянство. Сильные люди должны понимать, когда и как скрыть от других людей свою радость или гнев, чтобы это не помешало процессу работы, например. Люди чрезмерно открытые всегда испытывают проблемы, поскольку не могут абстрагироваться от своего желания выразить эмоции, что выдает их с головой. Закрытые люди держат все в себе, поэтому не могут расслабиться. Умные, сильные и мудрые люди могут подстраиваться под любую ситуацию. Для этого нужна выдержка и опыт.

Признак второй: вам комфортно в одиночестве

Если вы можете оставаться наедине со своими мыслями, если вам не скучно одному или одной, то вы можете себя считать отчасти сильной личностью. Для многих людей не так-то и просто работать в уединении, без общения. Помимо стойкости к одиночеству, это показывает и ваш высокий интеллект, потому что ваши мысли не работают против вас.

Признак третий: вам не нужно внимание людей

Тут имеется в виду, что вам не нужно привлекать внимание яркими поступками или словами. Люди сами к вам тянутся, если у них развито мышление и ум. Отчасти верным суждением является то, что люди сильные психологически зачастую одиноки. Это так, потому что обычные люди всё необычное воспринимают с трудом, потому абстрагируются от этого. Если вы живете без надобности во внимании окружающих, то это хороший знак.

Признак четвертый: вы умеете рисковать

Иными словами, сильные личности могут абстрагироваться от страха. Речь идет не о страхе высоты или полета на самолете, а о страхе перед неудачей. Сильные личности рискуют, но не всем на свете. Они имеют пути отступления и свободны от пустых страхов.

Признак пятый: свобода от предрассудков

Предрассудки — это устоявшиеся мнения о чем-либо или о ком-либо. Сильные люди не слушают мнение окружающих, а принимают его во внимание. Они видят мир по-своему. Пусть взгляды на мир у них не всегда радужные, но зато они индивидуальны.

Признак шестой: мудрость

Сильные личности всегда делятся умными советами или принимают их. Как правило, из-за того, что сильные люди умеют рисковать, они умеют и учиться на ошибках, поэтому их жизнь похожа на учебник по выживанию или достижению успеха.

Признак седьмой: тяга к обучению

Сильная личность не обязательно будет постоянно учиться в университете. Сильные люди не боятся учиться постоянно, получая новые знания из любых источников. У таких людей постоянно есть какое-то хобби, потому что они чем-то интересуются абсолютно всегда. Они понимают, что прожить на одном объеме знаний невозможно: нужно подстраиваться под изменения.

Признак восьмой: помощь окружающим

Даже если сильному человеку некогда, он проявит интерес к проблеме другого человека. Это в крови у по-настоящему волевых людей. Они не могут оставить без внимания проблему своих друзей или близких.

Признак девятый: борьба с несправедливостью

Это может выражаться по-разному, но без внимания несправедливость сильный человек не оставит никогда. Защита слабых — это не способ показаться лучше, а непреодолимое желание, обязательство.

Признак десятый: никаких оправданий

Допустим, вы захотели сбросить пару килограммов. Лишний вес — это довольно распространенная проблема в современном мире, но посмотрите внимательно, кто занимается ее решением — почти никто. Настоящий сильный человек не будет искать оправданий в виде работы или каких-то посторонних дел. Для сильных людей нет оправданий — они берут и делают, а не ищут причины для того, чтобы уйти от работы над собой.

Признак одиннадцатый: нет надобности в поощрении

Всё то, что настоящая личность делает, она делает для себя. Таким людям не нужно признание, потому что сильный человек знает, что он достоин победы, потому что трудится каждый день, не покладая рук.

Признак двенадцатый: спокойствие

Сильные люди мало кричат, и рассердить их можно, только если очень сильно постараться. Некоторые из них даже умудряются быстро остывать после вражеских попыток задеть за живое. Сильные люди стрессоустойчивы.

Признак тринадцатый: умение приносить извинения

Признавать вину иногда бывает нелегко даже самым сильным людям. Если вы имеете внутренние силы, то сможете сделать это без особых проблем. Сильные люди понимают, что могут ошибиться и сделать что-то неправильно в жизни, сделать кому-то больно своими действиями, за что могут принести извинения.

Признак четырнадцатый: нет пустых ожиданий

Сильные люди ничего не ждут от окружающих: никакой помощи, никакой поддержки. Они понимают, что в этом и состоит самодостаточность. Если постоянно ждать, что кто-то вам поможет, то можно и не дождаться.

Признак пятнадцатый: все дела расписаны

Практически ничего не происходит просто так в жизни сильных духом людей. У таких людей есть время на отдых, на развлечения, на работу, на безделье, на всё. Распределение времени происходит только согласно приоритетам.

Признак шестнадцатый: высокий уровень ответственности

Сюда входит спорт, правильное питание. Сильные люди ответственны по отношению к себе и к работе. Они пунктуальны и всегда имеют план «Б» на случай форс-мажорных обстоятельств. Никакие дела не откладываются в дальний ящик, потому что в таком случае они копятся, как снежный ком, мешая жить нормально.

Все эти признаки в идеале должны описывать вас, но на деле всем понятно, что достаточно обладать лишь некоторыми признаками, что вы смогли называть себя сильными. Сильные люди не высокомерны, умеют отстаивать свою точку зрения, индивидуальны. Они немного смещены по типу характера к интровертам , потому что в одиночестве находиться более продуктивно для личностного роста. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!