Шелковый путь результаты грузовики. Последние публикации. «Продолжаем работу над капотником»

Завершился 8 этап ралли-рейда "Шелковый путь-2017". Себастьян Лёб показал лучшее время в легковом зачете, в грузовом зачете вновь не было равных Дмитрию Сотникову из российской команды "КАМАЗ-мастер".

250 километров кочковатых и жёстких дорог спецучастка восьмого этапа ралли "Шёлковый путь" привели караван участников в городской округ Урумчи, где пилотов и штурманов манит долгожданный день отдыха, а механиков ждёт один из самых трудных и тяжёлых дней гонки.

Себастьен Лёб снова отыграл немного у Сириля Депре, а "КАМАЗ-мастер" наращивает отрыв. Восьмой этап марафона открыл американский дебютант "Шёлкового пути" Брайс Мензис, одержавший накануне свою первую победу на спецучастке. Пилот X-Raid MINI довольно долго – вплоть до середины дистанции – шёл первым, но на песчанном бездорожье был вынужден пропустить экипажи Peugeot, однако держался их траекторий вплоть до самого финиша и показал хороший результат. Лучшим пилотом дня стал Себастьен Лёб, укрепивший лидерство в генеральной классификации. Сириль Депре, проиграл партнёру по команде ещё пять минут и теперь отстаёт от него на 68 с лишним минут в генеральной классификации. Ближайшим преследователем экипажей лидеров по-прежнему остаётся Брайс Мензис, правда, в общем зачёте он уступает Себастьену Лёбу более ста минут.

В категории грузовиков победу одержал "КАМАЗ-мастер": Дмитрий Сотников и Айрат Мардеев захватили верхушку табели о рангах, их результаты разделяют менее двух минут. Третье время на спецучастке показал соперник челнинского гиганта Мартин Коломы из Tatra Buggyra Racing – чешский экипаж проиграл лидеру пять минут. Антон Шибалов отметился четвёртым результатом. Эдуард Николаев весь этап шёл среди лидеров, но недалеко от финиша налетел на проволоку, та намоталась на передний и задний мосты, и финишный створ он пересёк только пятым. В общем зачёте по-прежнему лидирует Дмитрий Сотников, выступающий на новейшем грузовике КАМАЗ с двигателем меньшего объёма. Антон Шибалов уступает партнёру по команде без малого десять минут, а Мартин Коломы уже в двадцати с половиной минутах от лидера гонки.

Теперь уставшие экипажи ждёт день отдыха: пилоты и штурманы смогут взять долгожданную передышку, в то время как механики смогут в спокойной обстановке перебрать автомобили и приготовить их к старту решающей половины гонки – ралли "Шёлковый путь" въезжает в пустыню Гоби, где в этом году погода ожидается особенно жаркой.

"Шелковый путь-2017". Результаты 8 этапа

Внедорожники

1. Себастьен Лёб (Peugeot Sport) – 2ч48:19

2. Сириль Депре (Peugeot Sport) +5:06

3. Брайс Мензис (X-Raid MINI) +13:57

4. Стефан Петерансель (Peugeot Sport) +15:22

5. Язид Аль-Раджи (X-Raid MINI) +16:49

Грузовики

1. Дмитрий Сотников (КАМАЗ-мастер) - 3ч13:51

2. Айрат Мардеев (КАМАЗ-мастер) +1:52

4. Антон Шибалов (КАМАЗ-мастер) +7:15

5. Эдуард Николаев (КАМАЗ-мастер) +7:58

"Шелковый путь-2017". Общий зачет

Внедорожники

1. Себастьен Лёб (Peugeot Sport) – 21ч10:16

2. Сириль Депре (Peugeot Sport) +1ч08:41

3. Брайс Мензис (X-Raid MINI) +1ч42:32

4. Хань Вей (Geely SMG) +1ч52:59

5. Кристиан Лавьей (Baicmotor) +1ч53:20

Грузовики

1. Дмитрий Сотников (КАМАЗ-мастер) - 23ч29:34

2. Антон Шибалов (КАМАЗ-мастер) +9:54

4. Айрат Мардеев (КАМАЗ-мастер) +27:06

5. Артур Ардавичус (De Rooy Iveco) +1ч18:48

Любопытно, что финиш состоялся под дождем - как и на протяжении большей части дистанции. Именно из-за дождя организаторы отменили четырнадцатый, финальный этап соревнования. Трасса спецучастка не отвечала нормам безопасности, и участников попросили проследовать по дорожной секции прямо на финиш в Сиань.

Впрочем, до самого финала уже стал понятен расклад сил: соперничать с грузовиками «КАМАЗ-мастер» уже , в категории Т4 борьба шла за места ниже третьего, а в зачете автомобилей безоговорочным лидером стал Сириль Депре (Peugeot Total ) после схода своего напарника Себастьена Лёба.

В «КАМАЗ-мастере» разве что решалось, кто будет первым - Дмитрий Сотников или Антон Шибалов. На последних этапах они шли практически вровень. И все же Сотников смог на 6 минут опередить Шибалова. Третьим в генеральной классификации Т4 стал Айрат Мардеев. Эдуард Николаев занял десятое место.

Свою роль в таком распределении мест сыграл тринадцатый этап, которых проходил по дюнам пустыни Гоби. На машине Николаева сломался передний редуктор, и экипажу пришлось досрочно свернуть на лиазон и направиться на бивуак.

Эдуард Николаев («КАМАЗ-мастер»): «Перед финишем первого отрезка услышали сильный треск, почувствовали вибрацию. Понимали, что проблема с трансмиссией, и вскоре выяснили, что сломался передний редуктор. Мы знали, что вторая часть ещё сложнее, и приняли решение, что без переднего редуктора в эти пески ехать нельзя. Замена переднего редуктора занимает у нас часа три-четыре, его сложнее менять, чем задний. Если бы сломался задний, мы починили бы его за час и продолжили, но в данной ситуации приняли решение ехать сразу на бивуак».

Сразу позади «КАМАЗ-мастера» в марафоне финишировали Артур Ардавичус (Astana Motorsport Team De Rooy Iveco ) и Сергей Вязович (МАЗ-СПОРТавто). Непросто для них сложились последние спецучастки, особенно для Ардавичуса. На десятом этапе его штурман Серж Брюнкенс получил травму - защемление нерва, и уже начиная с двенадцатого этапа его место занял Марко Ферран, который до этого ехал с Тоном ван Генугтеном, тоже из команды Жерара де Роя. У ван Генугтена штурманом стал Барт де Гуйерт.

После 13-го этапа Артур Ардавичус (Astana Motorsport De Rooy Iveco) рассказал:

«Просто замечательный этап! „Проскакали“ 90 километров, на CP1 догнали де Роя, „МАЗ“. Затем перестали работать амортизаторы: сначала задняя рессора сломалась, затем - передняя. Сломались мы до CP2, но в песках получили массу удовольствия. Несмотря на сломанные рессоры, все равно ехали в газ, уходя от трека, возвращаясь, но с огромным удовольствием. Очень ждал этих песков!»

Чех Мартин Коломы (Tatra Buggyra Racing), который лидировал в , пытался отыграться в генеральной классификации. Он выиграл одиннадцатый этап, а на двенадцатом сломал рулевое управление. Чтобы Коломы смог добраться до финиша, организаторы доставили ему новую деталь. В категории Т4 по итогам марафона экипаж Tatra Buggyra Racing занял одиннадцатое место.

В зачете автомобилей путь к победе у Сириля Депре не получился . На двенадцатом этапе у него возникли проблемы с рулевым управлением. Его напарник Стефан Петерансель остановился помочь, и оба экипажа потеряли на этом порядка 20 минут. Конечно, запаса времени над ближайшими соперниками хватало, но техника все же иногда подводила.

Стефан Петерансель занял пятое место среди всех автомобилей категории Т1.

Вторым в генеральной классификации стал Кристиан Лавьей (Baicmotor Racing Team). Причем на последних этапах опередить его мог Хань Вэй (Geely SMG). Китайский экипаж шел очень уверенно, особенно на последних этапах, и до француза ему не хватило всего 7 минут.

Очень хорошо проявил себя новичок «Шелкового пути» американец Брайс Мензис. Он записал на свой счет победу на этапе, первую в карьере, и финишировал в генеральной классификации категории Т1 девятым. Сложнее всего ему дались участки в пустыне - по ним он тоже ехал впервые.

Лучшим из российских стал экипаж «ГАЗ Рейд Спорт» Александра Кострукова/Евгения Павлова - они заняли 11-е место в зачете автомобилей. Брат-близнец пилота Михаил Коструков со своим штурманом Олегом Нежновым («ГАЗ Рейд Спорт») стали тринадцатыми.

Дуэт из Владивостока - Сергей Шалыгин/Артем Канивец - добрались до финиша марафона на 16-й позиции. Причем ехали они только на своем Toyota Land Cruiser , без техничек и помощи. Сами обслуживали автомобиль, ремонтировали, а утром выходили на старт нового этапа. Теперь своим ходом из Сианя они отправились домой.

Латышская AVMotorsport прошла дистанцию марафона только одним экипажем, второй сошел еще в начале гонки. Алдис Вилцанс/Антон Плетнев на своем Mitsubishi L 200 заняли 18-е место в общей классификации.

Настоящими героями «Шелкового пути 2017» стал российский женский экипаж - единственный женский во всем пелетоне: Мария Опарина/Таисия Штанева (Suprotec Racing ) стали 15-ми в генеральной классификации и первыми в своем зачете Т3.

По-настоящему выдающийся результат, тем более что дюны и горы ни к кому не бывают благосклонными. Одиннадцатый этап стал для женского экипажа настоящим испытанием.

В воскресенье, 23 июля, в Сиане состоялась торжественная церемония награждения. Забавно, что во время нее опять пошел дождь. Однако это не испортило отличного настроения всех причастных к марафону. Преодолеть дистанцию в 9599 километров способен не каждый, и дождь на подиуме - сущая мелочь, которую легко не заметить.

Результаты марафона «Шелковый путь 2017»

  1. Дмитрий Сотников/Руслан Ахмадеев/Ильнур Мустафин (КАМАЗ-мастер)
  2. Антон Шибалов/Андрей Мокеев /Дмитрий Никитин (КАМАЗ-мастер)
  3. Айрат Мардеев/Айдар Беляев/Дмитрий Свистунов (КАМАЗ-мастер)
  4. Артур Ардавичус/Марко Ферран/Майкл Хьюсман (Astana Motorsport Team De Rooy Iveco )
  5. Сергей Вязович/Павел Гаранин/Андрей Жигулин (МАЗ-СПОРТавто)
  6. Тон ван Генугтен/Барт де Гуйерт/Бернард дер Киндерен (Petronas Team De Rooy Iveco )
  7. Алексей Вишневский/Максим Новиков/Андрей Неверович (МАЗ-СПОРТавто)
  8. Александр Василевский/Дмитрий Вихренко/Антон Запорощенко (МАЗ-СПОРТавто)
  9. Миклош Ковач/Петер Шегледи/Ласло Ач (Qualisport Racing )
  10. Эдуард Николаев/Евгений Яковлев/Владимир Рыбаков (КАМАЗ-мастер)
  11. Мартин Коломы/Иржи Стросс/Михал Эрнст (Tatra Buggyra Racing)
  12. Терухито Сугавара/Хироюки Сугиура (Hino Team Sugawara )
  13. Серж Лакур/Паскаль Боннэр/Тьерри Паскуле (Team Peugeot Total )
  14. Михаил Шкляев/Александр Лагута (ГАЗ Рейд Спорт)
  15. Мишель Буку/Дейв Бергманс/Жан-Жак Мартине (Boucou )
  16. Жерар де Рой/Мойзес Торраллардона/Дариуш Родевальд (Petronas Team De Rooy Iveco )

«Соперники не приуныли, но...» Как «КАМАЗ» выиграл вопреки регламенту

Доминаторы «Шёлкового пути» Дмитрий Сотников и Антон Шибалов, а также руководитель гонки Владимир Чагин - о победе, сложностях и будущем.

После очередного успешного выступления гонщики «КАМАЗ-мастера» по традиции пришли в редакцию «Чемпионата». Дмитрий Сотников стал победителем ралли-марафона «Шёлковый путь», а Антон Шибалов оказался вторым, проиграв партнёру лишь несколько минут. Они и ответили на наши вопросы. А вместе с ними много интересного рассказал глава «КАМАЗ-мастера» Владимир Чагин , который на время гонки формально не имел отношения к команде, сосредоточившись на роли руководителя проекта «Шёлковый путь».

«Когда де Рой сбросил скорость, внутри всё оборвалось»

- Владимир Геннадьевич, можете подвести итоги «Шёлкового пути» глазами организатора?
Владимир Чагин : Гонка состоялась, но осознание, что всё закончилось, ещё не пришло. В голове у всех эти двухнедельные баталии. Всем сны снятся о гонке. Это будет ещё долго. Очень рад, что слаженно сработала вся команда организаторов. Дожди нам сложности создали, но мы готовились к этому. Да, всем, включая участников, это создало неудобства. Но ведь в таких условиях твой уровень вождения повышается. Механики тоже научились лучше подбирать настройки. Производители шин сделали выводы. Поэтому всё позитивно.

Сейчас участники приехали, принимают поздравления и интересуются, когда и где будет проходить следующий «Шёлковый путь». Организаторов это вдохновляет: видно, что гонка нужна не только спортсменам, но и зрителям.

Жерар де Рой и Алёш Лопрайс быстро выбыли из борьбы за победу. Интересны ваши ощущения в этот момент. Вы руководитель проекта «Шёлковый путь», а «КАМАЗ-мастер» для вас на время гонки формально в стороне. Вы были рады сходу соперников, потому что так лучше для «КАМАЗа», или расстроились, что конкуренции стало меньше?
В.Ч.: Искренне скажу. Для меня вся гонка была как одна команда. За всех участников переживал как за родных. Сам себя помню прекрасно в таких состояниях. Жерар де Рой сильно расстроил, конечно. В один из дней, когда он был на лидирующих позициях, мы остановились в пункте контроля прохождения. Вылетает из-за бугра де Рой, сбрасывает скорость, показывает руками на капот, и становится понятно: всё. Машина не могла больше продолжать движение по бездорожью, он не успел сделать новую кабину, большие нагрузки на металл. И усилители кабины лопнули просто. В этот момент его шансы свелись к нулю.

У меня всё внутри оборвалось. Жалко очень было. Конкуренция после этого снизилась, конечно. Но он боролся, я говорил ему, что он должен быть впереди. Он соглашался. Хотел себя хорошо показать на спецучастках. Тем не менее он с переменным успехом выступал, боролся, показал свой спортивный характер.


Фатальный риск Лёба и успешная обновка «КАМАЗа». «Шёлковый путь» изнутри

«КАМАЗ-мастер» и «Пежо» выиграли самый большой ралли-марафон Евразии. Рассказываем о главных моментах «Шёлкового пути» - 2017.

- Дмитрий и Антон, вы были главными творцами интриги в грузовом зачёте. Как складывалась борьба?
Дмитрий Сотников : Для всей команды очень хороший результат, мы заняли три первых места. Был очень серьёзный состав участников, ждали напряжённую борьбу. Приехал де Рой, его сильные напарники, Лопрайс, «Рено»… Мы не знали, чем всё закончится, делали очень осторожные прогнозы. Однако до финиша без проблем удалось доехать только «КАМАЗу». Мы взяли своё надёжностью: не скажу, что всегда мы были быстрее, но не имели проблем - в отличие от других. Это было главное преимущество на трассе. Особенно для меня: всё-таки новая машина. Результат экипажа, которому выпадает новый грузовик, всегда остаётся непредсказуемым: ты не знаешь, что вылезет по ходу гонки. Так что мы побаивались. Думали, что, может, удастся побороться за подиум.

Нужно было хорошо поработать дома, исключить все детские болезни. Где-то нам везло: ни разу не меняли колёса на спецучастке, а разные мелкие поломки были до старта или после финиша. Удачно для нас всё сложилось: мы практически не имели технических простоев, только мелкие сбои. Считаю, это феноменальный результат: новая машина так проехала! И скорость показывала приличную. Есть ряд направлений, где её ещё нужно дорабатывать, но машина уже неплохо себя показала.

Думаю, наши соперники, увидев скорость и надёжность новой машины на первой же гонке, не то что бы приуныли, но… Это ведь в том числе с их подачи поменялся моторный регламент. Нам было неудобно, но мы показали, что даже при перестройке регламента против нас «КАМАЗ» все равно продолжает ехать. Мы создали хороший психологический фон перед «Дакаром»: соперники понимают, что от перехода на 13 литров легче никому не станет.

Антон Шибалов : Гонка показала, что в ралли-рейдах побеждает тот, кто не стоит на спецучастках – либо стоит меньше, чем остальные. Соперники с самого начала ярко заявили о себе, развили высокий темп, который не оправдывает себя. Пару этапов ты можешь провести в таком темпе, но дальше уже, как правило, везение заканчивается. 99 процентов, что если ты будешь каждый день валить на полную, то не доедешь до финиша. Результаты и «МАЗов», и Коломы это показали. Хотя они могли бы ехать немного тише, надёжнее - и быть на финише не хуже нас. У нас изначально была тактика ехать аккуратно, стабильно – и она оправдалась. Техника была хороша подготовлена: спасибо всем механикам за работу.


А ведь каждый день шёл дождь. Обычно он начинался как раз в тот момент, когда нужно было обслуживать машину. Весь день нормально – солнышко, жара - а только приезжаешь на бивуак, спустя час начинает лить дождь. Ребятам было нелегко: ты работаешь на открытом воздухе, ночью, в этот момент нужно не проглядеть повреждения машина. Ночью при фонарях это сделать нелегко, а когда ещё и идёт дождь… Куски грязи висели на грузовике. Часа по три уходило на то, чтобы отмыть одну машину! Пожарными брандспойтами сбивали грязь, а уже потом домывали. Но наши механики всё сделали на пять с плюсом. Ни у одной машины не было технических проблем после выхода с бивуака. Поэтому весь подиум у «КАМАЗа». Многие говорят – да с кем вы соревновались, все же сошли. Но ведь и мы могли сойти!

Д.С. : Я не понимаю слов «да вы там опять выиграли…». В начале гонки наоборот говорили: «КАМАЗ» долго запрягает, что у вас за тактика такая, почему вы не первые. Зато потом в конце – ну вот, опять первые. Ребят, ну вы же спрашивали, почему «КАМАЗ» не первый? Это постоянный вопрос на первых этапах «Дакара». Начало гонки плавное: нужно успокоиться, потерпеть. Когда начинаются сложные участки – и технические, и сложные по навигации - то вместо ранее выигранных минуток ты можешь слить по часу! Конечно, неприятно, когда ты сначала не лидируешь, но у нас была тактика: набраться терпения, сбросить темп на 2-3 процента. И потом всё встало на свои места.

- В общем, девиз «тише едешь – дальше будешь».
Д.С. : Не совсем так. Мне сложно сказать себе ехать тише, на удержание результата. Когда едешь тише, возникают ошибки: скорость не твоя. Ты должен ехать либо быстрее, либо совсем медленно. Иначе случаются необъяснимые ошибки. Лучше ехать в своём нормальном темпе, в диапазоне 3-5 процентов, не больше.

«Шёлковый путь». Внедорожники:

1. Сириль Депре (Peugeot Sport) – 41:46.25
2. Кристиан Лавьей (Baicmotor Racing Team) +1:04.39
3. Хань Вей (Geely SMG) +1:11.29
4. Эдженио Амос (Two Wheels Drive Ford) +2:12.12
5. Стефан Петерансель (Peugeot Sport) +2:37.27.

«После 30 километров руки уже не поворачивали»

Бывает, что после изучения вечером легенды следующего этапа вы понимаете, подходит он вам как пилоту или нет?
Д.С. : Так не угадаешь. Были этапы, которые должны были запомниться красивой картинкой, а запомнились тем, что было трудно просто добраться до финиша. Например, на последнем этапе «Шёлкового пути» обещали: красивый этап, наслаждайтесь красивыми видами. Да какие там виды!

А.Ш. : Целый день, кроме травы и неба, ничего не видели!

Вы же там прямо по ходу дня обменивались позициями в общем зачёте, а обо всех деталях узнали только на финише?
Д.С. : Слава богу, да. Было бы очень большое давление, лишнее отвлечение от трассы. Потеря концентрации – сразу ошибка. Когда закончил первую часть участка, понимал: день очень сложный. На лиазоне позвонили команде, но попросили не говорить результат. На самом деле я думал, что мы потеряли много времени. В конце уже выезжали на последних силах. Мне уже ничего не надо было, ничего не хотел! У меня физиология такая: я теряю много воды, а тут сложная трасса, жарко очень. Закончилась прохладная вода, которая хоть как-то помогала.

Последние 30 километров были настолько медленные! Уже руки не поворачивали. Мне штурман говорит: «20 километров до финиша, надо поднажать!» А мне бы просто доехать. Я приехал – уже чуть ли не тепловой удар, обезвоживание началось. За рулём ещё ничего, а как вылез из кабины, то почувствовал, как кружится голова. Даже за руль я потом не сел: уже механик ехал на лиазоне. Мне надолго запомнился этот день. Может, надо в будущем ещё больше воды брать.

- Это лишний вес, но для грузовика мелочь.
Д.С. : Когда человек не может ехать, то 10, 30 или даже 50 килограммов ничего не дадут! И голова перестаёт работать, и всё остальное. У Антона вот таких проблем нет.

А.Ш. : В этом плане мне проще. У меня нет больших потерь воды, я за всю свою карьеру в «КАМАЗ-мастере» почти никогда даже один из двух литровых термосов не выпивал. Может, один раз за всё время. В этом плане мне что есть жара, что нет…

- Чем длиннее этап, тем лучше? Преимущество на дальней дистанции.
А.Ш. : Нужен этап на две тысячи километров! Я доеду, а остальные – нет! (Смеётся. )

- Когда ваш последний конкурент Коломы отстал, какие были указания от команды по тактике?
А.Ш. : Тактика была - довезти эти места до финиша. Можно было потерять позиции в любой момент. Какой бы ни был отрыв, если превысить свой темп и совершить ошибку, то ты потеряешь в последний день результат, накопленный за две недели. В истории такое бывало.

Д.С. : Руководство обозначало, что нельзя взвинчивать темп. Езда должна была быть безошибочной. Все едут в своём ритме – таком, чтобы ехать надёжно, уверенно. Никаких рисков. Речь не шла о том, что места распределены – первый, второй, третий. Нет - как получится, так получится. Но нужно было доехать надёжно. Если где-то было бы замечено, что кто-то пытается «валить», то… Нам неоднократно говорили, чтобы не устраивали никаких междусобойчиков. Если кто-то нарушит это правило, то, в независимости от результата, будет снят с гонки и отправлен домой на самолёте.

Мы видели у «Пежо» обратную тактику: их именитые амбициозные пилоты боролись друг с другом. Никто не хочет мириться с тем, что другой круче, быстрее. Вообще, авария Лёба необъяснима: у него в кармане уже был час с лишним, можно было красиво довести дело до победного финиша. Этого я не понял.

Кстати, мы не раз останавливались рядом с «Пежо» - помогали им, вытаскивали того же Депре. Теряли на этом время, причём такое никогда не компенсируют. Компенсируют лишь в тех случаях, когда есть угроза жизни, когда ты обязан остановиться. А у нас просто была взаимопомощь.

- Но ведь вы боретесь за первое место! А тут потеря времени.
Д.С. : Владимир Геннадьевич говорит: «Я сам эти минуты обратно отыгрывал на трассе». В этом класс команды - и помочь, и быть первой. Хотя во время гонки нам не казалось, что такая тактика идеальна (улыбается) . А вдруг не сломаются де Рой или Коломы.

- Как вы узнали, что на финальный этап ехать не надо?
Д.С. : Штурманы были на брифинге, шёл дождь, мы сидели в камазовской палатке. Ничего не знали, и тут вдруг начали приходить журналисты. Как только они узнали, то прибежали к нам и начали задавать вопросы! Ощущения? Мы потратили очень много сил, и на эмоции их не осталось. Наступило облегчение, что всё закончилось, что мы прошли эту гонку. Поняли, что завтра режим будет попроще. Но расслабляться было нельзя, лиазон на следующий день - всё равно официальная часть гонки. Поэтому немного сдерживали себя.

Медведев поздравил «КАМАЗ-мастер» с победой на «Шёлковом пути»

- Ралли-рейд – это всегда опасность. Было ли какие-то опасные ситуации в этот раз?
Д.С. : Были ситуации, когда мы перелетали всякие рвы, потому что машина шла полным ходом. Однажды соперник, Тон ван Генугтен, поехал по нашим следам. Мы ехали в четыре грузовика, я первым проскочил огромную яму. Шансов остановиться уже не было, потому что было очень скользко, оставалось только держать газ. Айрат Мардеев тоже перескочил, а у голландца не получилось: сломал передний мост, вылетело лобовое стекло. Ван Генугтен, видимо, не бывал в таких ситуациях, немного не долетел. Честно говоря, когда я узнал, то испугался, всё ли с ним в порядке. А ров был приличный, туда весь «КАМАЗ» помещается. Так что опасностей было предостаточно. Но автоспорт никогда не был безопасным.

- Антон, в этом году вам чуточку не хватило для победы. Как будете выигрывать в следующем году?
А.Ш. : Будем стараться совершенствовать свою тактику. В этом году, в отличие от прошлого, мы реабилитировались. В прошлом результат был намного хуже. Больше было технических проблем, а в последний день случился казус – за 30 км до финиша легли на бок в песках. Апофеоз! В этом году делали упор на надежность, стабильность, и это дало свой результат. Хоть и были «техничкой», но старались ехать быстро и надежно, чтобы не сильно отставать от ребят, быть как можно ближе на случай проблем. Дима тоже ездил «техничкой», и практика показывает, что иногда результат получается даже лучше, чем у боевых экипажей.

Вы до конца везли эти лишние килограммы? Ведь в какой-то момент Эдуард Николаев уже не претендовал на победу…
А.Ш. : Несколько дней мы перекидывали эти запчасти, а потом пришли к такой тактике, что просто грузили ребят самым необходимым, а мы везли основной груз, но при этом нередко ехали впереди. Был определённый риск, но у ребят была мотивация – догнать, чтобы мы замыкали.

«Шёлковый путь». Грузовики:

1. Дмитрий Сотников («КАМАЗ-мастер») - 43:45.38
2. Антон Шибалов («КАМАЗ-мастер») +6.04
3. Айрат Мардеев («КАМАЗ-мастер») +23.12
4. Артур Ардавичус (Astana Motorsport De Rooy Iveco) +2:40.27
5. Сергей Вязович («МАЗ-СПОРТавто») +6:28.56.

«Продолжаем работу над капотником»

Самая главная новинка команды на «Шёлковом пути» - 13-литровый двигатель. Насколько вы были уверены в его надёжности?
Д.С. : Всё-таки у нас в России достаточно бездорожья, где можно посмотреть, протестировать машину под нагрузками. Мы провели недельные тесты в Астраханской и Волгоградской областях. Постарались нагрузить машину, посмотреть. После этого всё заново посмотрели, проблем не было. Но до последнего дня мы настраивали, пробовали. К счастью, всё удалось. Было 50 на 50, потому что не знаешь, что принесёт гонка. Тяжёлые условия, гонка длинная… Понимали, что всякое может произойти, но всё сложилось хорошо.

- Антон, у вас был, скажем так, традиционный грузовик. Но какие-то новинки всё-таки были?
А.Ш. : Разве что подвеска кабины - в режиме тестов. Мы попробовали другие настройки. Самой главной новинкой был Дима Никитин – новый штурман! Хорошо, что он быстро влился в экипаж. Я сейчас даже не сразу вспомнил, что для него это был дебют! Он впервые был на соревнованиях такого уровня и хорошо себя показал.

Понятно, что основной новинкой был новый двигатель. Так же много говорили про коробку-автомат, которую использовал Айрат Мардеев. Делился ли он впечатлениями? Насколько она готова к «Дакару»?
А.Ш. : Трудно сказать, потому что у этой коробки есть свои плюсы и минусы. Проехав фактически сезон на ней, тяжело полноценно оценить. Основной минус - ненадёжность. У неё классный разгон, но проблемы с торможением. Много зависит от компоновки двигателя и коробки. У всех настройки разные, компоновки. «Рено» хорошо попал в этом плане, но не факт, что попадут другие.

Д.С. : Всё на стадии обсуждения. Пытаемся понять, что нужно изменить. Может, передаточные числа не подходят, ещё какие-то проблемы. Все эти нюансы выявляются на гонках. Ещё момент: мы использовали такую коробку в механическом режиме, а де Рой - в автоматическом, его такой вариант устраивал. Разница - принципиальная. Так что пока непонятно. Уверенности нет, и пока её нет, мы вряд ли будем использовать этот вариант на «Дакаре-2018».


- Какова ситуация с капотником? Что с ним будет?
В.Ч. : Продолжаем работу. Двигатель же будет новый - такой, как у Димы на «Шёлковом пути». Надо перекомпоновать машину, посмотреть на осенних тестах, как капотник себя покажет. Тогда будет решение по «Дакару-2018».

- Активно в гонках участвовал газовый «КАМАЗ», какова сейчас его перспектива? (Вопрос от ddyagilev). Говорили, что в плане расхода топлива он был удачней, чем традиционные «КАМАЗы».
В.Ч. : Проект не остановлен, будет продолжен в следующем году. Пилотировал его Сергей Куприянов. Он сам сотрудник «Газпрома», пресс-секретарь, но показал себя как талантливый пилот. В этом году напряжённый рабочий график Сергея не позволил ему участвовать, но в следующем он планирует возобновить участие в соревнованиях. За газовым двигателем очень большая перспектива. Мы это увидели. Работа будет продолжена.

По сути и сейчас, и тем более перед «Дакаром-2019» команде словно придётся собирать пазл. Новый двигатель, коробка-автомат, настройки кабины, капотник… Надо будет всё соединить.
Д.С. : Да, будем обсуждать, проверять различные узлы. И к «Дакару» постараемся выбрать наилучшие настройки. Если будем стоять на месте, то проиграем. Даже если внешне кажется, что машина осталась прежней, то внутри могут быть какие-то новинки – сцепление, ещё что-то. Просто это не видно. Каждая мелочь влияет на результат. Всё нужно испытать.

«Гонка будет, пусть спонсоры готовят патроны!»

- Как в следующем году буду разводиться «Шёлковый путь» и чемпионат мира по футболу?
В.Ч. : Пока не могу это официально озвучить. Действительно мы эту дискуссию начали вести уже давно, понимая, что Россия будет насыщена футбольными баталиями. Скоро официально всё объявим. «Шёлковый путь» будет, пусть спонсоры готовят патроны для боя.

- Вы довольны количеством участников гонки-2017, или хотелось большего?
В.Ч. : Понимаем, что многим желающим было сложно принять участие в гонках. Было много заявок, но потом команды понимали, что финансово не тянут. Сложно в этом году всем. Многие приехали без машин на старт, и была видна зависть в их глазах к тем, кто стартовал. Надеюсь, в следующем году у тех, у кого не получилось, будет возможность принять участие.

- В следующем году маршрут на «Шёлковом пути» будет примерно такой же? Или нас ждут какие-то новые страны?
В.Ч. : Россия и Китай будут обязательно! А насчёт всего остального - пока переживайте!

- Казахстан, наверное, напрягся.
В.Ч. : Мы постараемся разнообразить маршрут, сделать его максимально новым.

- В какой стране быстрее всего едется?
А.Ш. : В Казахстане, наверное. Там есть характерные степи, у нас тоже есть такие в Калмыкии. Есть действительно очень скоростные прямые участки, что в то же время бывает чревато. Потому что на большой скорости, когда перед тобой возникает ров или какое-то препятствие, мы не все их проезжаем.

Владимир Геннадьевич, вы как организатор были в курсе истории, когда казахстанские гаишники остановили Лёба?
В.Ч. : В Казахстане серьёзно снижен скоростной режим в целях безопасности. Тайминг гонки жёсткий, поэтому участникам приходится ехать на пределе допустимых скоростей на участке. Где-то, наверное, чуть-чуть произошло превышение. Думаю, что гаишники не пожалели, что появилась возможность пообщаться со звездой мирового автоспорта. Уверен, что всё ограничилось автографами. Это ценнее, чем какой-то штраф.

По общению с гонщиками «Пежо» сложилось мнение, что Петерансель и Депре довольно раскрепощенные, а Лёб - более закрытый. У вас какое мнение сложилось?
Д.С. : На самом деле так и есть. С Лёбом меньше удавалось пересекаться на каких-то совместных встречах. Самый общительный из них - Депре, с ним легко общаться. Думаю, Лёб более известен в мире, и поэтому его много дёргают, спрашивают, и он ограничивает своё общение с прессой. Возможно, личные какие-то дела.

Традиционные вопросы насчёт возможного возвращения «Дакара» в Африку. Наш читатель ashensith спрашивает, может ли как-то «КАМАЗ-мастер» надавить на организаторов «Дакара»?
В.Ч. : А зачем? По-моему, наоборот, когда существует возможность выбора в какой гонке участвовать, это же ещё лучше, чем одно соревнование в одном месте и в один год.

То есть вас не смущает, что гонка, чьё историческое название «Париж-Дакар», проходит даже не на том континенте?
В.Ч. : Абсолютно нет. Бренд «Дакар», в какой бы точке планеты ни проводился марафон, всё равно остаётся «Дакаром». Также думаю, что «Шёлковый путь» может проводиться и в других регионах. Думаю, это не имеет значения и какой-то привязки к определённому месту.

Д.С. : Может, это и хорошо, что разные континенты, разные условия. Совсем разные гонки. Нет никакого стандарта, что «Дакар» должен быть только африканский. Разнообразие - это наоборот хорошо. Ты готов и по горам ездить, здесь и грязь, и высокие дюны… На сегодняшний день мы имеем очень хорошую вариацию гонок, пробуем разное. Где-то посмотреть и сравнить ощущения, это разные эмоции.


«Хочу веселья и удовольствия». Де Рой - о том, почему не поедет на «Дакар»

Перед стартом «Шёлкового пути» главный соперник «КАМАЗ-мастера» Жерар де Рой рассказал о новом грузовике и решении не ехать на «Дакар-2018».

- Кто-нибудь из вас троих обсуждал с Жераром де Роем его решение поехать на «Африку Рейс», а не на «Дакар?
- Думаю, что в сентябре все команды чётко сформируют своё решение. Здесь же ещё взгляд спонсоров важен, какой им рынок нужен. Официальное решение того же де Роя мы получим в сентябре.

- Но если всё-таки он поедет в Африку, это как-то повлияет на распределение экипажей «КАМАЗа»?
В.Ч. : Безусловно, будет учитываться конкуренция, но, опять-таки, здесь мнение спонсоров будет важным. Как они на это смотрят. Всё будет в сентябре, это будет совместное решение.

«Желающих купить спортивные автомобили очень много»

Вопрос от читателя sashatesto: потрясывает ли внутри? Расскажите о впечатлениях читателям, которые не понимают. С чем бы сравнили?
Д.С. : Некоторые наши ребята сравнивают с боксом. «Я стою – и меня мутузят». Такого нигде нет.

А.Ш.: Не знаю, с чем сравнить даже… Просто потряхивает, да!

В.Ч. : Если бы это не нравилось, то от этого мы не получали бы какого-то необычного удовольствия. Люди бы не участвовали в этом. Ведь, вы видите, наша дисциплина, наш вид спорта каждый год привлекает новых участников, чтобы испытать и проверить себя. Те, кто находятся внутри, чувствуют себя настоящими героями и космонавтами. Они могут это испытать. Трясёт, жара – ударные нагрузки. Но, проверить себя, могу ли я и смогу ли быть быстрее остальных – это состояние отбрасывает на второй план и третий все неудобства. Кочки, ямы и так далее. Это спорт. Наоборот, трясёт – это хорошо. Всех же трясёт, все по одной трассе едут, и кто сможет легче это перенести, тот и будет впереди.

В «КАМАЗ-мастере» работает более ста сотрудников. Нет ли такого, что каждый из них, включая уборщицу или работницу столовой, в качестве посвящения при приёме на работу проехаться на боевом «КАМАЗе»? Не за рулём, конечно.
В.Ч. : В любом коллективе такая возможность всегда вызывает большой интерес. В той же команде «Пежо» весь состав проезжает, чтобы посмотреть, что за продукт, на который они работают.

А.Ш. : На день рождения команды мы устраивали такие заезды, где всех желающих прокатили. Процентов 98 прокатились. Начиная действительно с уборщицы. Задача была прокатить, а не напугать.

Д.С. : Был пикник, и вокруг него - трасса. Пологая - чтобы люди могли нормально отдохнуть. Приятно всё совместить. Много покаталось людей, хотя кто-то боялся. Люди, конечно, менялись после этого. У нас достаточно много тестов, так что если есть желание, то все новые сотрудники могут проехать.


Некоторые читатели «Чемпионата» не любят Даниила Квята. Один из таких читателей, ztsmi, беспокоится за трудоустройство Даниила и спрашивает: «Возьмёте ли вы в команду Квята, если ему не останется места в Формуле-1»? Он ведь когда-то ездил на вашем грузовике.
В.Ч. : Попробовать проехать на машине дадим, пусть приезжает, конечно. Что касается комплектования экипажей, состав команды самодостаточный. Попробовать можем дать, конечно же. На сегодняшний день команда укомплектована. По меркам ралли-рейдов ещё ездить и ездить всем нынешним гонщикам.

- Кстати, как идёт процесс восстановления Андрея Каргинова? Есть ли свежие новости?
В.Ч. : Андрей активно занимается, восстанавливается. В ближайшее время, в начале следующего сезона, вернётся в строй. Мы ориентируемся на январь. Наш вид спорта не обходится без травм: есть и тряска, и ямы. Главное - попасть в правильные руки медицинского персонала, быстро восстановиться и вернуться в строй. Травма Андрея не страшная. Главное – реабилитация, восстановление и возвращение на трассу.

Раньше лечащим врачом в команде был Сергей Бубновский. Сейчас он не в команде, но какие-то связи вы поддерживаете? (Вопрос от ak43)
В.Ч. : Безусловно. У Сергея Михайловича своя структура, центр кинезитерапии. Он открыл много клиник и в России, и за границей. Мы по-прежнему с ним общаемся, при необходимости контактируем, проводим консультации. Считаю его специалистом высочайшего класса. Он очень многим ребятам из команды помог восстановиться после травм и вернуться в строй - и не только команде «КАМАЗ-Мастер», но и многим спортсменам в автоспорте. Лучше травм не получать, но если вдруг такое произошло, то Сергей Михайлович и его клиника, безусловно, будут в этом полезны.

Наш читатель Андрей Акимов пишет: «Здравствуйте, царь «Дакара». Ведётся ли работа в команде по импортозамещению и если да, то на какой период она рассчитана?»
В.Ч. : С импортозамещения начинается вся работа по проектированию и изготовлению машин. Всегда в истории команды отдавался приоритет российским поставщикам комплектующих. Если нет в России изделий с необходимыми параметрами, тогда уже взор обращается на какие-то мировые бренды. Но приоритет при изготовлении российского спортивного грузовика «КАМАЗ» всегда отдавался, отдаётся и будет отдаваться российским комплектующим. Поэтому мы открыты для предложений по использованию комплектующих компонентов нашего производства. Порадуемся даже нашим, что мы можем. Это может быть успешным. Испытаем, проверим с огромнейшим удовольствием.

Ещё один вопрос от читателя ak43. Покупает ли кто-нибудь в России гоночные «КАМАЗы», используются ли они за пределами ралли-рейдов? В частности, покупает ли его Министерство обороны в своих целях?
В.Ч. : Конечно, в чистом виде гоночная машина Минобороны не подходит. Она должна иметь какие-то другие ездовые параметры. Но конструкторские решения, которые хорошо себя показали, в дальнейшем используются у нас на серийных автомобилях. Это одно из важных составляющих необходимости завода иметь свою спортивную команду. Это нахождение новых решений, их проверка и тестирование в условиях соревнований, которые потом успешно используются в линейке полноприводных автомобилей завода «КАМАЗ». Речь идёт о подвеске, подкачке шин, системе охлаждения, трансмиссии - много всего. Это очень хорошая и полезная практика и начало даже каких-то принципиально новых разработок.

Какова судьба боевых «КАМАЗов», которые проезжают «Дакар»? Они же не все остаются в команде, часть продаётся?
В.Ч.: Желающих купить спортивные автомобили очень много. Не только «КАМАЗы», много желающих поучаствовать. Многие коллекционеры хотят приобрести, чтобы у них стоял где-то гоночный «КАМАЗ». По принципу «ездить я на нем не буду, но буду каждое утро протирать».

Когда машина уже выходит из эксплуатации и нет смысла содержать её в команде, тогда да, такие машины продаются. Цена зависит от состояния, комплектации. Грузовики и внедорожники лидирующих команд в нашей дисциплине стоят от 300 тысяч до 1 миллиона евро. Это топовые машины - те, которые зритель видит на подиуме. Надо готовить примерно такие деньги, чтобы приобрести эти машины к себе в коллекцию.

- Через сколько лет после победы очередного «КАМАЗа» на «Дакаре» можно купить грузовик-победитель?
В.Ч.: Два сезона машина у всех проезжает. Потом она физически устаревает. Металлу требуется реконструкция. Как везде в спорте принято, изготавливается новая машина. А эта переходит в руки коллекционеров.

А.Ш.: Двухлетняя, не битая, не крашеная!

- А есть наценка в зависимости от того, какое место в итоге заняла машина?
В.Ч.: Безусловно. Это как бутсы футболиста или клюшка хоккеиста, забившего победный гол, ценится гораздо больше, чем экипировка другого игрока. Так же и в автоспорте.

Не было каких-то сумасшедших предложений? Чтобы сразу после победы на том же «Шелковом пути» кто-нибудь тыкал пальцем в машину и говорил: «Вот эту хочу, готов прямо сейчас дать 10 миллионов».
В.Ч.: Бывает, предлагают. Но взамен этой машины нужно сделать другую, а на это уходит не менее 9 месяцев. Поэтому физически нет такой возможности расстаться командам с автомобилями.


- А попыток кражи не было?
В.Ч.: Угона? Нет, КАМАЗ не украдёшь.

А.Ш.: А вот таблички, номера на сувениры – это постоянно.

В Формуле-1 Фелипе Масса, когда уходил из гонок, получил в подарок машину, на которой он выступал. Некоторые гонщики прямо в контракте прописывают: «Выступаю за вашу команду три сезона, а одну машину оставляю себе». Гонщикам не хотелось бы получить какой-нибудь «КАМАЗ» на память?
А.Ш.: Конечно, каждому хотелось бы. Но пока рано, наверное, об этом думать!

В.Ч.: Это же как спортивный объект для спортивного соревнования. Тут такой элементарный момент – припарковать его в городе где? Вот поедешь на нём на рынок за помидорами и где оставишь? Прохода не дадут, будут все останавливаться, просить автографы, интересоваться. Поэтому в обычной жизни, в быту, лучше ездить скромно, на обычной машине.

Если набрать в Интернете «КАМАЗ на трассе», то появится видео, как наш «КАМАЗ» в боевой раскраске валит по автобану на скорости 160 км/ч. Кто это был?
Д.С.: Не мы. Честно, не мы.

А.Ш.: Мы видели такое видео, и не одно. Есть клиентские машины, которые были выкуплены - жалко, что они остались в наших цветах. Но раскраску не тяжело повторить, в принципе. Есть умельцы, которые сделали похожие машины, даже не нашего производства - реплику. Издалека напоминает спортивный грузовик. В команде заведено, что по дорогам общего пользования так ездить категорически запрещено. И каждый из нас, работающих в команде, себе такого не позволит, потому что это и опасно, и ставит под угрозу репутацию команды. Скажу и за себя, и за коллег-спортсменов: скорости нам хватает во время соревнований. На своей личной машине я не позволяю себе ездить так, а уж тем более на «КАМАЗе».

Д.С.: Всё-таки это не большое мастерство – разогнать машину по прямому участку. Давайте съездим на какой-то трек, посоревнуемся. Призываю этих гонщиков, которые гоняют по прямым участкам, а потом остановиться не могут. Давайте соберёмся где-то, погоняем, массу адреналина получим. Но не среди нормальных людей. Не нужно это.

А.Ш.: Кстати, ещё один факт, опровергающий возможность, что так ехал кто-то из членов команды. Наши машины 160 км/ч не ездят, у нас лимит 140.

- Впереди у вас небольшая передышка, а дальше подготовка к «Дакару». Какие ожидания от гонки 2018 года?
Д.С.: Соперники, думаю, будут заряжены так же, как обычно. Скорее всего, кто-то из них готовит что-то новое. Состав будет практически тот же, все будут во всеоружии. Следующий год – это сороковой выпуск «Дакара». И организаторы стремятся внести что-то свое, чтобы превзойти конкурентов – и «Шёлковый путь», и «Африка Рейс». Есть информация, что гонка вернётся в Перу, известный своими хорошими трассами. Это высокие дюны, хороший песок, чего не хватало в последние годы. Гонка будет очень непредсказуемой.

Все соперники очень мотивированны, с каждым годом конкуренция и плотность состава только растёт. Поэтому расслабляться не стоит. Надо настраиваться на интересную для зрителей и для нас гонку. Лёгких «Дакаров» вообще не бывает.

22 июля международный ралли-рейд «Шелковый путь»-2017 финишировал в китайском Сиане. Сильнейшими в зачете внедорожников уже во второй раз подряд стали Сириль Депре и Давид Кастера на автомобиле Peugeot, а в классе грузовиков свою вторую победу на «Шелковом пути» отпраздновал экипаж «КАМАЗ-мастер» № 303 Дмитрия Сотникова, Руслана Ахмадеева и Ильнура Мустафина. Вслед за Дмитрием Сотниковым в категории грузовиков на второй позиции расположился Антон Шибалов (№ 312), третьим стал Айрат Мардеев (№ 300).

Победителем категории T1.1 стал экипаж Кристиана Лавьея и Жан-Пьера Гарсена на автомобиле команды Baicmotor. В классе Т1.2 сильнейшими оказались Брайс Мензис и Питер Мортенсен из X-Raid MINI, в зачете Т1.3 триумф отпраздновали Хань Вей и Мин Ляо, прошедшие марафон на багги Geely SMG. Победители гонки в зачете внедорожников Сириль Депре и Давид Кастера также удостоились награды за первое место в категории Т1.4. В классе Т2.1 первое место завоевали Кирилл Черненков и Алексей Мун на автомобиле Nissan Patrol. Первую позицию в классе Т3.3 занял экипаж Мао Руйдзина и Рафаэля Торнабелл-Кордобы на багги Polaris, а в Т3.4 сильнее всех выступили Мария Опарина и Таисия Штанева из команды Suprotec Racing, которым также принадлежит первое место в женском зачете.

Отдельно хочется отметить, что в категории Open сильнейшими стали Сергей Шалыгин и Артем Канивец на автомобиле Toyota Land Cruiser, приехавшие на ралли своим ходом из Приморского края.

Мы предлагаем вам краткий дайджест всего маршрута ралли, который состоял из 14 этапов (последний был отменен из-за небезопасности по погодным условиям) общей протяженностью 9 599 километров через три страны Россию, Казахстан и Китай.

Всего в ралли «Шелковый путь» в этом году приняли участие 21 экипаж в зачете «Грузовики» и 34 экипажа в зачете «Внедорожники».

ЭТАП 1. МОСКВА ЧЕБОКСАРЫ

Лиазон 572,71км | СУ 61,43 км | Лиазон 92,81 км | Длина этапа 726,95 км | Всего 726,95 км

Первый этап, довольно короткий и быстрый в стиле спринта, был задуман организаторами как разминочный, однако не все было гладко: ливень размыл дорогу, и участникам приходилось быть чрезвычайно внимательными. В зачете внедорожников пелотон возглавил Себастьян Леб, но преимущество было довольно условным: от второго результата Стефана Петранселя его отделяло лишь 30 секунд. Третьим стал Сириль Депре, победитель прошлого года.

Среди грузовиков лидерство захватили автомобили Tatra Мартина Коломы и Алекса Лопрайша. Сергей Вязович стал четвертый. Лучшим результатом КАМАЗа стало восьмое время у Антона Шибалова.

Айрат Мардеев («КАМАЗ-мастер»): «Этап был очень скользкий, и мы с самого начала знали, что не удастся выиграть. Мы стартовали первыми, а в таких условиях это всегда самая плохая позиция, потому что тебе приходится расчищать дорогу для других. Траектории были очень грязные, поэтому мы ехали аккуратно. В какой-то момент мы пропустили ван ден Бринка и де Роя, и увидели, что им тоже тяжело и с этого момента мы втроем и ехали. Технических проблем у нас не было, привыкаем к трансмиссии».

ЭТАП 2. ЧЕБОКСАРЫ УФА

Лиазон 197,41 км | СУ 157,00 км | Лиазон 431,22 км | Длина этапа 785,63 км | Всего 1512,58 км

Обилие поворотов и коротких прямых на маршруте второго этапа усложняло пилотирование, а большое количество параллельных дорожек и развилок создавало проблемы с навигацией. Сложности маршруту добавили и неутихающие дожди.

Грузовики. Несмотря на свою относительно небольшую боевую дистанцию второй этап полностью изменил ситуацию в грузовом зачете никто из тройки лидеров первого дня не сумел сохранить свои позиции. Следствием размякших дорог стала целая череда аварий у участников.

Сначала лег на бок МАЗ Алексея Вишневского, затем не повезло и Терухито Сугаваре, чей Hino соскользнул в озеро. Миклош Ковач на Scania помог японцу выбраться из ловушки, но в итоге оба грузовика завязли в грязи. Проблемы возникли у Алеша Лопраиша и Паскаля де Бара. Чешский гонщик сошел с дистанции из-за проблем с двигателем, у Де Бара вышел из строя коленвал. Лидерство принадлежало Сергею Вязовичу, но из-за технических проблем с рулевым управлением он потерял целый час. Победа досталась голландцу Мартину ван ден Бринку на Renault, второе время показал Жерар де Рой на Iveco, третьим стал Артур Ардавичус.

КАМАЗы на втором этапе заняли 4, 5 и 6 места, сократив разрыв.

Внедорожники : Стефан Петрансель перехватывает лидерство у Леба, и, несмотря на попытки последнего атаковать, увеличивает разрыв до 1,5 минут. Ближе rabybie дистанции Леб пропускает и Сириля Депре и становится по итогам третьим. Все три экипажа едут на Peugeot Sport. Не повезло гонщику из Саудовской Аравии Язиду Аль Раджи, который за 30 км до финиша вылетел в канаву, откуда его вытащили только через 2 часа.

ЭТАП 3. УФА КОСТАНАЙ

Лиазон 337,72 км | СУ 329,25 км | Лиазон 209,42 км | Длина этапа 876,39 км | Всего 2388,97 км

На третий день погода улучшилась, к тому же в лучшую сторону изменился характер трассы: маршрут уходил в степь, покрытие дорог становилось более устойчивым. Но главное, что экипажи вырвались из лесов на открытое пространство, получили свободу действий, а вместе с этим и возможность сюрпризов на маршруте.

Внедорожники. Лидером на первом не болотистом участке стал Себастьен Леб, Стефан Петрансель финишировал в 4 минутах 34 секундах от него. Но главной неожиданностью стало третье место гонщика китайской команды BP YONG TOYOTA Джо Юн, который обогнал Сериля Депре на 40 секунд.

Грузовики. Героем дня в категории грузовиков сегодня стал Сергей Вязович, который выиграл свой первый этап за все время участия в ралли «Шелковый путь» и «Дакар». Из КАМАЗов первым финишировал Антон Шибалов, вслед за ним Дмитрий Сотников и Айрат Мардеев.

Поломка карданного вала стоила экипажу Эдуарда Николаева двух часов потерянного времени. Из-за проблем с подвеской время потеряли Жерар де Рой и Мартин Ван ден Бринк. Предыдущие лидеры зачета уступили место более удачливым Мартину Коломы и Антону Шибалову.

ЭТАП 4. КОСТАНАЙ АСТАНА

Лиазон 148,51 км | СУ-1 214,00 км | Лиазон 44,18 км | СУ-2 159,22 км | Лиазон 342,89 км | Длина этапа 908,80 км | Всего 3297,77 км

Это был самый длинный этап ралли «Шелковый путь» с целой россыпью скоростных грунтовых трасс и бескрайних степей Казахстана. Так же, как и на втором этапе, здесь произошла целая череда аварий.

Внедорожники . В команде «Peugeot Sport» единственным экипажем, избежавшим проблем, стал Себастьен Леб и Даниэль Элена. Стефан Петрансель не заметил овраг и перевернулся. На помощь ему пришел экипаж Айрата Мардеева. Следом в канаве оказался Сирил Депре его вытаскивал Дмитрий Сотников. Антон Шибалов и помог выбраться из канавы американскому экипажу команды X-raid Mini John Cooper Works, который пилотировал Мензис Брус.

Грузовики. В этой категории лидерство вновь захватил Мартин Коломы, с интервалом в 21 секунду шел Жерар де Рой. Его однокомандник Артур Ардавичус на третьей позиции, уступая лидеру 1 минуту 56 секунд. Команда «КАМАЗ-мастер» расположилась на 4, 5, 6, 7 местах. Лучшим стал Эдуард Николаев. Не повезло Мартину ван Ден Бринку, чей грузовик загорелся. Несмотря на это через 3 часа он смог продолжить движение. Для Сергея Вязовича борьба за высокий результат завершилась за 35 километров до финиша, когда его МАЗ в одном из поворотов соскользнул в канаву и почти лег на бок.

Этап 5. АСТАНА СЕМЕЙ

Длина этапа 849,54 км; длина спецучастка 484,47 км. Всего 4147,31 км.

На этом участке можно было встретить почти все виды покрытия, присущие степным дорогам и бездорожью: жесткая грунтовка, много каменистых и гравийных фрагментов. Размашистые степи чередовались с небольшими горными участками. Конфигурация спецучастка включала в себя как извилистые, техничные дорожки, так и полное отсутствие дорог, подразумевавших немало навигационных ловушек.

Внедорожники. Первым в этой категории стал Сириль Депре, опередив уже успевшего всех удивить китайского гонщика Чжоу Юн всего на 6 минут 26 секунд. Стефан Петрансель вновь потерпел неудачу и потерял почти час. Себастьен Леб также потерял 17 минут, но сохранил лидерство.

Грузовики . Самым быстрым из грузовиков стал Дмитрий Сотников, опередив Антона Шибалова на 4 минуты. Кроме того, после пятого этапа камазовские гонщики заняли второе и третье места в абсолюте, уступив только Сирилю Депре. Жерар де Рой свернул с дистанции спецучастка из-за лопнувшего лонжерона. Голландец продолжит гонку, но борьба за подиум для него закончена. Вылет с трассы в вязкий грунт стоил Мартину Коломы 37 минут и второго места. Айрат Мардеев также потерял порядка 26 минут и сместился на 4-е место.

ЭТАП 6. СЕМЕЙ УРДЖАР

Лиазон 14,03 км | СУ 387,86 км | Лиазон 195,24 км | Длина этапа 597,13 км | Всего 4744,44 км

Третий этап на территории Казахстана мало отличался от предыдущих: прежде всего длинный и быстрый спецучасток, со средней скоростью даже у грузовиков в районе 100 км/ч. Но изменился рельеф: стали встречаться невысокие горные массивы. Настоящее раздолье для быстрых и техничных пилотов!

Внедорожники. Лучшим стал Стефан Петрансель с отрывом от ближайшего соперника в 15 минут. Несмотря на это Леб продолжает в генеральной классификации. Сириль Депре также сохранил свою позицию.

Грузовики . Первую победу на этапе и вторую для команды «КАМАЗ-мастер» одержал экипаж Эдуарда Николаева, Евгения Яковлева и Владимира Рыбакова. Улучшить свое положение, удалось чеху Мартину Коломы, который стал вторым на этапе c отставанием от лидера в 39 секунд. Экипажи Дмитрия Сотникова, Айрата Мардеева и Антона Шибалова показали 3-е, 4-е и 6-е время соответственно.

Эдуард Николаев, пилот команды «КАМАЗ-мастер», экипаж № 307:

«Одна из основных задач этого ралли для нас испытание новой техники перед ралли "Дакар", а новинок у нас в команде немало. Но сегодня за 120 км до финиша у нас произошла поломка, связанная как раз с тем узлом, который мы испытываем: подвеской. Завершать гонку пришлось уже в более щадящем режиме, тем не менее мы не сошли. Сейчас разберемся с проблемой и уже к "Дакару" усилим этот узел».

ЭТАП 7. УРДЖАР КАРАМАЙ

Лиазон 52,10 км | СУ 106,60 км | Лиазон 254,20 км | Длина этапа 412,90 км | Всего 5157,34 км

Седьмой день гонки стал «переходным» для участников ралли: переходили через границу Казахстана с Китаем. Спасибо организаторам, все прошло гладко, на каждом пункте был человек, который помогал все организовать оптимальным образом. Главный вопрос на границе был «собаки, кошки есть?». Собак и кошек с собой не было; но у команды «КАМАЗ-мастер» была конина, привезенная из России и бережно хранившаяся в холодильниках машин технической поддержки. Конину, к общему сожалению, изъяли на ветеринарном контроле.

Спецучасток, который многим казался просто формальным, принес немало сюрпризов: запутанная навигация обернулась серьезными проблемами. Трассу можно было охарактеризовать как техничную, со сложным рельефом (маршрут пролегал по пересеченной местности вдоль гор) и не очень-то быструю: победитель этапа в зачете автомобилей еле-еле показал среднюю скорость в 100 км/ч.

Внедорожники. Американец Мензис Брайс стал первым в категории джипов, на полторы минуты обойдя Сириля Депре. Себастьян Леб финишировал третьим и сохранил лидерство в общем зачете.

Грузовики. Экипажи «КАМАЗ-мастера» наконец-то порадовали своих поклонников, заняв первые четыре места в таблице. Все грузовики сегодня показали стабильную борьбу разница между первым финишировавшим и десятым (Жераром де Ройем) всего 5 минут.

Сергей Вязович:

«Основная сложность сегодняшнего дня была с обгонами: мы стартовали в конце второй десятки и нужно было объехать большое количество внедорожников. Соответственно, у них был темп гораздо медленнее, но пыль поднималась очень большая. Сложно было обходить их на трассе в пылевом облаке».

ЭТАП 8. КАРАМАЙ — УРУМЧИ

Лиазон 106,12 км | СУ 250,37 км | Лиазон 79,85 км | Длина этапа 436,34 км | Всего 5593,68 км

Гоночный караван окончательно перебрался в Китай это был первый этап на территории Поднебесной, три четверти протяженности которого проходили среди дюн и по песчаным фрагментам. В пустыне нагрузки всегда намного больше, чем в любой другой местности: надо быть начеку не провалиться в яму, не свалиться с дюны, не упустить из виду немногие доступные ориентиры, вовремя распознавать состояние песчаного покрытия, следить за состоянием шин, и многое другое. Сложная местность, окруженная горами с юга и многочисленными буровыми скважинами с севера, не давала расслабиться ни на секунду.

Внедорожники. Себастьян Леб укрепил свое лидерство в общем зачете и опережает Сириля Депре на 68 минут. Брайс Мензис третий.

Грузовики. Дмитрий Сотников одержал очередную победу, Антон Шибалов финишировал четвертым, но сохранил вторую позицию в общем зачете. Айрат Мардеев сократил отрыв до третьей позиции Мартина Коломы в генеральном зачете. Для белорусской команды первый китайский этап сложился вполне успешно все три экипажа финишировали без приключений.

В Урумчи караван ожидал день отдыха, после чего спортсмены отправились на решающую часть маршрута.

ЭТАП 9. УРУМЧИ ХАМИ

Лиазон 336,47 км | СУ 421,00 км | Лиазон 56,42 км | Длина этапа 813,89 км | Всего 6407,57 км

Трасса девятого этапа была очень требовательной, опасной и быстрой. Здесь можно было застрять в песках, не удержаться на склоне дюны и опрокинуться или оказаться в яме между двумя какими-либо неприметными пригорками.

Внедорожники. Насколько опасно недооценивать пустыню, продемонстрировал Себастьян Леб, который на полной скорости влетел в подобную яму, сразу растеряв все свое преимущество. Темп на спецучастке задавали китайские спортсмены Лу Бинлун из Baicmotor Racing Team и гонщик Geely SMG Лю Кун. Однако финишный спурт Стефана Петеранселя не позволил им отпраздновать победу ветеран Peugeot оказался быстрейшим.

Грузовики. Экипажи «КАМАЗ-мастер» держались на верхних строчках протоколов практически на всех отметках. Мартин Коломы, главный преследователь «Синей Армады», прошел этап с пятым временем, проиграв более 11 минут. В генеральной же классификации Топ-5 замыкал Артур Ардавичус из команды Astana Motorsport De Rooy Iveco.

ЭТАП 10. ХАМИ ДУНЬХУАН

Длина этапа 517,53 км; длина спецучастка 360,28 км. Всего 6925,1 км

Участок из Хами в Дуньхуан много столетий тому назад был одной из ключевых точек на знаменитом торговом «Шелковом пути». И две пустыни (Такла-Макан и Гоби), через которые он был проложен, совершенно не похожи друг на друга ни по рельефу, ни по другим условиям и характеристикам.

В прошлом году именно этот этап был отменен из-за песчаной бури, когда даже вертолеты не могли взлететь.

Внедорожники. Главным событием стало решение команды Peugeot Sport о прекращении участия в гонке Себастьена Леба после аварии накануне в пустыне. Пилот разбил машину и повредил руку. Себастьян Леб: «Мой большой палец очень болит, я не могу держать руль и чувствую себя не очень хорошо. Я не смогу продолжить гонку».

Лидером стал итальянец Эдженио Амос, который на 46 секунд обошел Аль-Раджи. Брайс Мензис финишировал третьим с отставанием в 2 минуты 18 секунд. Сириль Депре четвертый.

Грузовики. Лучшее время показал Эдуард Николаев, который к финишу обогнал главного соперника камазовцев чеха Мартина Коломы. Коломы проиграл 1 минуту 29 секунд из-за прокола колеса за 15 км до финиша. Мартин принял решение продолжить движение и завершил этап на трех колесах. Третье место в зачете грузовиков на этапе досталось Дмитрию Сотникову, следом за ним Антон Шибалов, пятым стал Айрат Мардеев

ЭТАП 11. ДУНЬХУАН ЦЗЯЮЙГУАНЬ

CУ-1 ОТМЕНЕН | СУ-2 237,35 км | Лиазон 86,34 км | Длина этапа 783,84 км | Всего 7708,94 км

На маршруте были запланированы сразу два спецучастка: один почти полностью проходил в пустыне, а второй был проложен в гористой местности. Однако решение китайских властей об объявлении заповедной зоной территории, где должен был проходить первый СУ, вынудило организаторов ограничиться лишь вторым спецучастком, который стал настоящим испытанием и получил статус Toyota Challenge, учрежденный японской компанией для самых сложных этапов марафона.

Внедорожники. Удивительно, но на 11-м этапе лидер менялся буквально на каждой отметке. Лучше всех старт взял Стефан Петерансель из Peugeot Sport, но вскоре его потеснил гонщик X-Raid MINI Язид Аль-Раджи. За 60 километров до конца спецучастка инициативу перехватил лидер гонки Сириль Депре, но на финишных километрах решающее слово вновь сказал Стефан Петерансель и одержал четвертую победу по ходу марафона.

Грузовики: на этот раз победа у Мартина Коломы. Всю дорогу экипажи «КАМАЗ-мастер» не отставали от чеха, но сумели финишировать только после него. Антон Шибалов уступил ему всего 49 секунд, Дмитрий Сотников, возглавляющий общий зачет, потерял чуть более минуты, а Айрат Мардеев и открывавший трассу Эдуард Николаев проиграли немногим больше трех минут.

ЭТАП 12. ЦЗЯЮЙГУАНЬ АЛАШАНЬ-ЮЦИ

Лиазон 182,67 км | СУ 254,75 км | Лиазон 46,37 км | Длина этапа 483,79 км | Всего 8192,73 км

Организаторы ралли-марафона «Шелковый путь» не обманывали, давая прогноз, что 12-й этап соревнования может стать самым сложным во всей гонке. И действительно: именно эти две с половиной сотни километров и подарили множество приключений и происшествий.

На протяжении всего пути необходимо было быть максимально внимательными, чтобы не потеряться на навигации, не влететь в скрытые ямы и не засесть в песках.

Внедорожники . Сириль Депре, лидер общего зачета, потерял время из-за проблем с гидравликой. Брайс Мензис допустил ошибку в навигации, и это стоило ему второй позиции в генеральной таблице. Быстрейшим стал Кристиан Лавьей из Baicmotor Racing Team, который привез Лю Куну на багги Geely SMG 19 секунд. Третье время показал партнер Лю по команде Хань Вей.

Грузовики. Неприятности преследовали сразу два экипажа-лидера: Дмитрий Сотников сначала застрял в дюнах, а потом боролся с нехваткой мощности двигателя. Мартин Коломы надолго остановился из-за поломки рулевого управления и из-за этого лишился шансов на подиум в марафоне. У экипажей «МАЗ-СПОРТавто» тоже было достаточно приключений неполадки возникли на всех трех машинах. У Сергея Вязовича лопнул ремень генератора, пришлось ехать с отключенной электрикой, лишь изредка включая вентиляторы охлаждения при угрозе перегрева двигателя. И все равно он стал пятым на этапе!

ЭТАП 13. АЛАШАНЬ-ЮЦИ — ЧЖУНВЕЙ

Лиазон 77,64 км | СУ-1 162,26 км | Лиазон 158,84 км | СУ-2 156,40 км | Лиазон 135,17 км | Длина этапа 690,31 км | Всего 8883,04 км

Предпоследний этап ралли «Шелковый путь» стал одним из самых трудных испытаний для экипажей. Организаторы приготовили для спортсменов самые захватывающие трассы пустыни Гоби, которые вкупе с 45-градусной жарой потребовали от спортсменов выдающейся физической подготовки и предельной концентрации.

Внедорожники. В первой части дистанции самыми быстрыми были Лу Бинлун и Кристиан Лавьей из команды Baicmotor Racing Team. Затем инициативу перехватили Стефан Петерансель и Сириль Депре, всю дистанцию страховавшие друг друга. По итогам этапа французы заняли в итоговой классификации этапа первую и вторую позиции. Третьим стал опытнейший француз Кристиан Лавьей.

Грузовики. В начале пилоты команды «КАМАЗ-мастер» захватили лидерство но, к сожалению, удача сопутствовала сегодня не всем им. У Эдуарда Николаева на первой части спецучастка возникли проблемы с редуктором, и продолжать движение экипаж мог только на заднем приводе. Было принято решение закончить гонку. Первым на спецучастке финишировал Дмитрий Сотников. В трех минутах от него оказался Антон Шибалов, на третьем месте расположился Айрат Мардеев с отставанием от лидера в 5 минут 18 секунд.

Пятым стал белорусский экипаж под управлением Александра Василевского, а шестое место занял Мартин Коломы.

Стефан Петерансель (Peugeot Sport): «С тех пор как мы потеряли столько времени, у нас было лишь две задачи: стать ангелами-хранителями для Сириля и Давида и выиграть столько спецучастков, сколько получится. И пока нам удается справиться с обеими задачами. Сегодня был очень длинный этап, мы провели в машине более пяти часов и приняли самый сложный вызов, какой только может бросить пустыня. Это был самый трудный этап на ралли "Шелковый путь"-2017».

Финальный спецучасток ралли «Шелковый путь»-2017 был отменен в связи с проливными дождями на севере Китая. Тем не менее экипажам было необходимо преодолеть дорожную секцию 14-го этапа и прибыть на финиш ралли, уложившись в отведенный временной норматив.

ПОЛОЖЕНИЕ В ОБЩЕМ ЗАЧЕТЕ

Внедорожники:
1. Сириль Депре (Peugeot Sport) 41ч46:25
2. Кристиан Лавьей (Baicmotor Racing Team) +1ч04:39
3. Хань Вей (Geely SMG) +1ч11:29
4. Эдженио Амос (Two Wheels Drive Ford) +2ч12:12
5. Стефан Петерансель (Peugeot Sport) +2ч37:27

Грузовики :
1. Дмитрий Сотников («КАМАЗ-мастер») 43ч45:38
2. Антон Шибалов («КАМАЗ-мастер») +6:04
3. Айрат Мардеев («КАМАЗ-мастер») +23:12
4. Артур Ардавичус (Astana Motorsport De Rooy Iveco) +2ч40:27

РЕЗУЛЬТАТЫ:

1 место, экипаж №303 пилот Дмитрий Сотников, штурман Руслан Ахмадеев, механик Ильнур Мустафин

2 место , экипаж № 312 пилот Антон Шибалов, штурман Андрей Мокеев, механик Дмитрий Никитин

3 место , экипаж №300 пилот Айрат Мардеев, штурман Айдар Беляев, механик Дмитрий Свистунов

О ГОНКЕ:

В погоне за Белым тигром

Никогда еще раньше на старте ралли «Шёлковый путь», который ведет свою историю с 2009 года, не было такого выдающегося топ-состава представителей ралли-рейдовой дисциплины, претендующих на победу.

Победители прошлого года команда Peugeot Sport выставила на старт гонки три новейших прототипа 3008 DKR, за рулём которых на «Шёлковом пути» выступали Стефан Петерансель (тринадцатикратный победитель ралли «Дакар»), Себастьен Лёб (девятикратный чемпион мира по ралли) и триумфатор прошлого года Сириль Депре. Немецкая команда BMW X-Raid была представлена двумя машинами MINI John Cooper Works Rally, которые пилотировали арабский пилот Язид Аль-Раджи и молодой американский гонщик Брайс Мензис. Как претенденты на подиум ярко показали себя китайский спортсмен Хань Вэй на багги Geely Boyue Hanwei SMG Team, а также лидер Baicmotor Racing Team Паскаль Томасса с Кристианом Лавьелем. В категории T2, где соревнуются серийные полноприводные машины все взоры были прикованы к сражению Акиры Миуры из Toyota Autobody и представителя Isuzu Адриана ди Лалло.

Среди грузовиков главным фаворитом изначально считалась «Синяя Армада» — четыре экипажа «КАМАЗ-мастер». В цветах челнинского гиганта в гонке выступали двукратный победитель «Шёлкового пути» Айрат Мардеев, а также действующий чемпион «Дакара» Эдуард Николаев, Антон Шибалов и Дмитрий Сотников. Функции тим-менеджера команды выполнял восьмикратный победитель «Дакара» Сергей Савостин (директор команды Владимир Чагин осуществлял общее руководство проектом «Шелковый путь»).

О том, что ставки высоки свидетельствовал темп соперников заданный с первых же этапов гонки.

Главным соперником «КАМАЗ-мастера» стала команда IVECO Жерара де Роя (победитель ралли «Дакар» 2012 и 2016 годов) с его партнёрами по команде Артуром Ардавичусом и Тони ван Генугтеном. С самого старта жесткую борьбу в зачете навязал Мартин ван ден Бринк, «летучий голландец» категории грузовиков, выступающий за команду RENAULT. Поддержку лидеру команды оказывали еще два экипажа — Паскаль де Бар и Герт Хузник. Три грузовика выставила и белорусская «МАЗ-СПОРТавто». Состав пилотов традиционный: Сергей Вязович, Алексей Вишневский и Александр Василевский. Чешская Tatra была представлена двумя командами — Алеш Лопрайс стартовал на машине, подготовленной Instaforex Loprais Team, а Мартин Коломы соревновался на грузовике от Tatra Baggyra Racing.

Об остроте борьбы в грузовом зачете свидетельствует тот факт, что к финалу гонки лидеры категории подошли с минимальной разницей в результатах и победитель двухнедельного ралли-рейда должен был определиться на коротком финальном спецучастке. Но этот этап был отменён из-за дождей, впрочем, ещё за два дня до этого стало ясно, что пьедестал на этот раз окажется полностью российским.

Если в зачёте внедорожников перед стартом расклад сил был более или менее понятен, то среди грузовиков, напротив, назвать фаворита было очень трудно. Разумеется, «КАМАЗ-мастер» изначально относился к числу лидеров, но на этот раз на гонку приехали все их ключевые конкуренты.

Тем убедительнее смотрится триумф «Синей армады» по итогам марафона - все три первых места на финише достались экипажам на КАМАЗах. Победу, уже вторую в карьере, праздновал Дмитрий Сотников, экипаж которого выступал на совершенно новым грузовике КАМАЗ 43509 с рядным шестицилиндровым 13-литровым двигателем - именно такие команде вскоре предстоит использовать и на «Дакарах», где в 2018 году вступают в силу новые ограничения по максимальному объёму силовых установок.

Экипаж Антона Шибалова по итогам двухнедельной гонки уступил Сотникову всего три минуты. Примечательно, что экипаж начинал эту гонку в качестве «быстрой технички» - именно на его грузовике был установлен тяжёлый модуль с запчастями для помощи остальным экипажам. Победитель прошлогоднего «Шёлкового пути» Айрат Мардеев провёл гонку аккуратно и очень стабильно, финишировав третьим. Главной задачей его экипажа на этом ралли-рейде было испытание автоматической коробки передач, демонстрирующей весьма перспективные характеристики. Коробка выдержала марафон с честью - по итогам двухнедельной борьбы Айрат уступил Сотникову всего 20 минут.

Торжественная церемония финиша гонки в Сиане стала кульминацией двух недель напряжённой борьбы по залитым проливными дождями трассам России, бескрайним степям Казахстана и раскалённым пустыням Китая. Несмотря на то, что весь подиум заняли российские спортсмены, соперники намерены взять реванш в следующем году. «Шелковый путь-2018» - уже не за горами!

1 Дмитрий Сотников Руслан Ахмадеев Ильнур Мустафин
2 Антон Шибалов Андрей Мокеев Дмитрий Никитин
3 Айрат Мардеев Айдар Беляев Дмитрий Свистунов
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!