На чем передвигаться по снегу. По глубокому снегу на машине: как проехать, и что делать, если застрял. Скарб в помощь

Думаю, что стремление воплотить сказочное «наши сани едут сами» появилось ровно в тот момент, когда прикрутил двигатель внутреннего сгорания к своему «рейтвагену». Однако если с двигателем все было понятно – его изобрели, то вот с движителем дела обстояли заметно сложнее. Колесо для снега подходит не очень. По плотному и укатанному (а кто же его укатает) оно еще едет, но вот по «пухлому» – никак. Отличный выход – полозья или лыжи, но они не могут быть движителем, а очевидная технология гусеничного привода в начале, да и к середине прошлого века не развилась дальше брезентовых тряпок с поперечными зацепами. Вариант металлических гусениц для малой техники, ясное дело, не подходил.

Аэросани

Выход нашелся: на волне шагающей семимильными шагами авиации к стоящей на трех или четырех лыжах «телеге» приделали авиационный двигатель и снабдили самолетным же винтом. Даже переделывать ничего не пришлось – просто развернули винт наоборот, чтобы он из тянущего стал толкающим – и поехали.

Аэросани КА-30

Аэросани пользовались довольно большой популярностью в Сибири и на Крайнем Севере, курсировали по замерзшим руслам рек, обслуживая отдаленные населенные пункты, вахты буровиков и геологов, а также оленеводов, живущих в тундре. Широко аэросани использовались и во время Великой Отечественной войны, причем как нашими войсками, так и немцами.

Одной из наиболее популярных и массовых моделей в СССР стали аэросани Север-2, разработанные в КБ Камова в 1959 году. За основу был взят кузов автомобиля ГАЗ-20 Победа, к которому приделали лыжи и авиационный двигатель АИ-14 – звездообразный девятицилиндровый агрегат объемом 10,4 литра и мощностью 260 л.с. Скорость машины была невысокой, расход топлива – ощутимым, да и груза или пассажиров такая машина могла перевезти немного.

Однако гораздо ближе к нашей снегоходной теме многочисленные самопальные аппараты, которые местечковые «кулибины» строили в огромных количествах в мастерских и гаражах, благо конструкция не имела каких-то особенно сложных элементов. Корпус зачастую вообще отсутствовал: сиденье на раме, лыжи, мотор, винт – и вперед.

Очевидными минусами любых аэросаней можно назвать высокий расход топлива при не самых высоких скоростях, посредственную управляемость, почти полное отсутствие тормозов, сложность с преодолением глубоких участков пухляка и не лучший акустический комфорт для ездоков. Видимо по совокупности этих причин тема гибрида самолета и саней не нашла развития.

Пукер-каракат

Гораздо более эффективными и универсальными оказались машины на колесах низкого давления – пневматиках. В разных частях страны их называют по-разному: каракаты, пневматики и даже пукеры, но смысл от этого не меняется. К снегоходам в строгом смысле этого слова каракаты относятся частично, поскольку способны передвигаться по любым поверхностям от болотистых топей до твердых грунтов и снега и даже умеют плавать. Однако именно зимой эти аппараты можно встретить чаще всего.

Каракат на агрегатах и раме мотоцикла Иж Планета-5 – классика жанра

В основе конструкции таких машин чаще всего лежит мотоциклетный двигатель от Ижа, Минска или Восхода, а сейчас умельцы ставят и китайские агрегаты. Компоновка может быть трех- или четырехколесной. Если трехколесный вариант – это чаще всего доработанный мотоцикл, то четыре колеса уже требовали изготовления самостоятельной рамы.

Основные достоинства – простота и дешевизна изготовления в гаражных условиях. Именно этим обусловлена популярность пукеров до сегодняшних дней. Минусов, однако, у этого типа снежных машин тоже изрядно: неспособность ездить по глубокому снегу, малая скорость, плохая управляемость, непобедимая «нежность» колес, изготовленных из камер грузовых автомобилей и тракторов. Естественно, ни о каком развлекательном использовании таких машин не может быть и речи: максимум, на что они способны – перемещать тело или два в пространстве. Медленно и скучно.

Мотособака – друг человека

Когда-то мотоцикл в СССР был весьма распространенным транспортом, что в первую очередь и обусловило появление большого количества каракатов. Однако сейчас найти в гараже старый, но исправный мотоцикл – та еще задача, да и время на «самопальство» есть далеко не у всех, а потребность в дешевом и компактном снеговом транспортном средстве никуда не делась. Тем же рыбакам совсем не сладко топать по льду 5-10 километров до клевого места, но покупать ради этого снегоход – тоже не вариант. Поэтому на данный момент самым компактным, простым и дешевым способом перемещения себя и небольшого груза по неглубокому снегу является мотобуксировщик или мотособака.

Простейшая рама, гусеница (чаще всего от Бурана) на роликах без какой-либо подвески и мотор для силовой техники – такой же, какие используют в бензогенераторах и мотопомпах. Картину дополняют пластиковые сани на жесткой сцепке – вот и весь рецепт.

Мотособаки могут отличаться размерами и мощностью, иметь вариатор или (что гораздо чаще) не иметь его, так же как фары и сиденья – это все опции. Зато среднестатистическая конструкция помещается в багажник универсала, что, без сомнения, поднимает его функциональность до небес.

Естественно, говорить о развлекательно-покатушечном использовании таких саней тоже невозможно. Комфорт нулевой, скорость – чуть быстрее пешехода, маневренность – на уровне железнодорожного вагона. Как нельзя лучше этому транспорту подходит слоган «зато не пешком». Если учесть, что «пешком» приходится зачастую по льду и много километров, звучит особенно актуально.

Микроснегоходы

Для тех, кто не хочет ездить на «корыте с мотором», современная промышленность, причем как наша, так и китайская, предлагает более высокий уровень техники – микроснегоходы. По компоновке это практически настоящие сноумобили, разве что совсем маленькие. Зачастую аппараты имеют разборную конструкцию и тоже способны уместиться в багажник большого универсала или минивэна.

Микроснегоход Рыбинка производства «Русской Механики». Наш ответ китайцам

Такая техника уже может называться «настоящей» и годится не только для перемещения себя и своего рыбацкого ящика от дороги до лунки, но и в покатушках вокруг дачи может принять участие.

Конечно, говорить о комфорте, динамике или проходимости не приходится и тут, но зато это уже вполне полноценный снегоход.

1 / 2

2 / 2

Китайский ответ русскому снегу: Irbis Dingo

Детские снегоходы

Кто-то скажет: «Ха, да это же техника для детей», и будет прав лишь отчасти. Конечно 125-150 кубовые микроснегоходы похожи на детские, но все же в первую очередь рассчитаны на взрослых ездоков. А вот тем, кто хочет приобщить чадо к миру снегоходов стоит обратить внимание на специальные детские модели. Их не так много: в мире детские «снежики» выпускает всего несколько фирм. Среди них Yamaha, Arctic Cat и «Русская Механика», причем все три модели практически идентичны по ТТХ.

Отечественный РМ «Тайга Рысь» – 196 «кубов», 6,5 л.с., 75 кг

Детские машины – полноценные аппараты, с эргономикой и кинематикой «взрослых» машин, но в детском масштабе. Иные юные снегоходчики садятся за руль таких машин лет в пять-шесть и наравне со взрослыми райдерами пилят снег на «неправильной ноге» и гоняют по пухляку, пусть и не быстро. В целях безопасности скорость таких машин ограничена.

Yamaha SRX 120 – японский вариант «первого снегохода»

Толстяки

На противоположном «полюсе» персональной снегоходной техники лежат «мастодонты» – большие снегоходы. Таких в мире совсем немного – сказывается ограниченная сфера их использования. Тем не менее спрос на такие машины есть – есть и предложение. Совсем недавно компания BRP совершила попытку выпустить на рынок снегоход «повышенной комфортности» – Ski-Doo Elite, причем дважды. Первая попытка состоялась в начале 80-х годов прошлого века.

Первое поколение Ski-Doo Elite

Вторая инкарнация – в 2004 году. Машину отличала нестандартная компоновка: две гусеницы и две лыжи, посадка водителя и пассажира бок о бок и «автомобильные» органы управления. Сейчас «эксперимент» свернут. При внешних плюсах вроде комфорта в «салоне» и мягкости хода, машина оказалась довольно плохо приспособленной к жизни вне подготовленных трасс. Закопать в снег тяжелую и неуклюжую машину – легче легкого, а вот вызволить из снежного плена – семь потов сойдет. Да и по уровню фана и драйва такая «кибитка» заметно уступает обычному «снежику».

Второе поколение машины увидело свет в 2004-м, но почти сразу ушло в историю

Есть, правда, и «перспективные разработки» отечественных производителей вездеходов – НПО «Транспорт». Среди привычных гусеничных транспортеров есть машина под названием ТТМ-Беркут, построенная на агрегатах автомобиля Ока, и ее вторая итерация с более презентабельным дизайном, которая была представлена в 2013 году. Однако «русский путь», как известно, отличается от путей всего остального мира, и понять, что подобные машины не очень жизнеспособны и практичны, им придется самим.

ТТМ-Беркут – отечественная попытка сделать из снегохода снегомобиль

Единственным серийным аппаратом подобной «квадратной» компоновки с двумя гусеницами и двумя лыжами остается Alpina Sherpa. Снегоход также имеет две гусеницы и две управляемые лыжи, оснащен двигателем от автомобиля Peugeot 206 объемом 1,6 литра и мощностью 115 л.с. Шерпа способна перевозить до пяти человек на «себе», да к тому же имеет в «штатном расписании» прицеп, вмещающий еще шестерых. Кстати, снегоход может тащить и не одни сани.

Шаг вперед, два назад.

Если вы ознакомились с предыдущей нашего ликбеза и еще не передумали бороться со стихией, то, пожалуй, можно отправляться в путь. Главное помнить, что при движении по снежной массе не рекомендуется допускать сильную пробуксовку колес. Во-первых, только что мы с вами частично спустили шины и агрессивное вождение может привести к их разбортировке. Во-вторых, с бесцеремонным обращением с педалью акселератора крайне велик риск быстро и качественно закопаться. Снег нам необходимо не рыть, а укатывать — поэтому лучше придерживаться принципа «шаг вперед, два назад», особенно, если машина движется с ощутимым сопротивлением. Проехали немного и, как только почувствовали, что колеса начинают пробуксовывать больше обычного, а автомобиль движется не вперед, а вниз, сразу же прекращаем движение. Включаем заднюю передачу и снова «протаптываем» колею, но уже назад. Затем снова вперед – и так, пока не преодолеем заметный участок.

Классическая автоматическая коробка передач в этих случаях бывает удобнее, чем МКП – обеспечить момент трогания с места без пробуксовки с ней легче. На «механике» в этом случае чуть тяжелее, зато проще пользоваться методом раскачки и удобнее двигаться накатом: после небольшого разгона перед сугробом выжимаем педаль сцепления, и автомобиль пробивает себе путь за счет своей инерции (так меньше вероятность зарыться). Бывает, что по целине автомобиль может комфортно двигаться с постоянной низкой скоростью и без потребности каждый раз сдавать задним ходом, но и здесь нужно все время быть начеку, дабы вовремя остановиться. Все-таки, лучше медленно ехать, чем долго копать.

Иногда целину можно преодолеть и на весьма большой скорости – то бишь ходом. Это актуально в нескольких случаях: к примеру, нужно «пролететь» короткий и глубокий заснеженный участок; когда снег достаточно мягкий, а почва твердая; есть немалая уверенность в своих силах, а поблизости, на всякий случай, заготовлен подходящий буксир. Однако здесь могут быть подводные, а точнее, подснежные, камни: на большой скорости есть риск влететь во что-то действительно тяжелое и погнуть при этом элементы подвески, рулевого управления или еще хуже – пробить поддон двигателя или коробки. Также не стоит забывать про тип привода автомобиля: понятно, что полный привод в этом случае предпочтительнее. Но если вас угораздило-таки оказаться в поле на заднеприводной машине, нужно по возможности нагрузить заднюю ось (вещами или людьми — неважно). Так немного развесовка автомобиля станет более правильной (вспомните, каким проходимцем был легендарный «Запорожец»!). Если автомобиль передне- или полноприводный, то в момент, когда он движется с трудом, нужно почаще вращать рулем на малые углы – таким образом у шины появляется дополнительный зацеп.

Скарб в помощь

Для преодоления бездорожья даже в штатном оснащении вашего автомобиля можно найти немало полезных вещей. Так, например, вместо цепей противоскольжения, серьезно улучшающих проходимость автомобиля почти на любом оффроуде, можно использовать автомобильный трос (если трос ленточного типа, то его необходимо скрутить таким образом, чтобы он стал круглее и толще) или же обычные веревки. Для этого можно использовать как целиковый трос, так короткие куски, которыми нужно обмотать шину, продевая через отверстия в диске. Главное, завязывать нужно очень крепко и следить, чтобы материя не цепляла за элементы подвески и тормозов. С подобными самодельными приспособлениями автомобиль даже на летних шинах может пробираться даже по очень глубокому снегу. Но с пробуксовкой здесь нужно быть еще более деликатным: закопаться можно ох как глубоко.

Приехали

Но даже если вы все-таки смогли посадить ваш любимый автомобиль на днище, не отчаивайтесь – безвыходных ситуаций не бывает! Если вы послушались предыдущих советов, и вовремя убрали ногу с акселератора, не дав автомобилю приблизиться к центру земли – то ситуация, скорее всего, безобидная. Поэтому берем в руки лопату или любой другой подходящий предмет (например, книгу, планшет или ноутбук) и начинам откапывать автомобиль. Если автомобиль мостовой, то дело проще – откапывать скорее всего придется только пространство под мостами. Если автомобиль с независимой подвеской, то освобождать скорее всего будет необходимо все соприкасающееся со снегом пространство под днищем и возле колес. Далее пробуем аккуратно, без пробуксовки, выбираться задним ходом.

Не выходит? Закапывается еще глубже? Тогда достаем из багажника домкрат (уж он-то точно дожжен быть с собой!) и поднимаем наиболее углубившуюся часть автомобиля. Если площадка ровная, то порой может сработать такой фокус: добиваемся, чтобы автомобиль стоял на домкрате без «ручника» и не падал, после чего сталкиваем его, к примеру, назад. Главное, смотреть, чтобы домкрат не навредил целостности автомобиля, а автомобиль не скатился при этом обратно в яму. Но обычно такой способ сложно осуществим, поэтому под вывешенное колесо нужно что-то подложить. Подойдет все: доски, ветки, ненужные вещи…

А профессионалы этого дела, то есть джиперы, придумали даже специальные устройства – сенд-траки различной конструкции. Но даже если твердых предметов под рукой нет, можно попытаться утрамбовать под вывешенным колесом снег и положить на него резиновый коврик или плотное одеяло, которые не дадут провалиться колесу.

Skibob

По сути, это велосипед с лыжами вместо колес. Сейчас он настолько популярен, что существует даже Чемпионат мира по скибобу. Концепция этого транспортного средства была разработана еще в далеком 1949-м, но на мировой рынок скибоб попал около 10 лет назад. Для поворотов райдер использует две короткие лыжки, закрепленные на ботинках.

Ripsaw EV2

Изначально эта махина была спроектирована для военных как быстрый танк с высокой проходимостью. Позже Ripsaw EV2 стал доступен каждому, кто готов расстаться с крупной суммой денег. Почти четырехтонную машину приводит в движение 6,6-литровый дизельный двигатель. Ripsaw EV2 способен брать подъемы с углом наклона 75°, его максимальная скорость – 104 км/ч вне зависимости от покрытия.

TH!NK Frost

TH!NK Frost спроектирован студентом для одной из норвежских электромобильных компаний. Его кузов напоминает покрывшийся трещинами ледник, треугольные гусеницы заменяют колеса. Крутящий момент от электродвигателя передается на все четыре оси. Застрять в снегах на таком авто нереально, разве что сядет батарея.

Mountain Horse

Этот кит (лыжа спереди, гусеничный привод сзади) превращает обычный мотоцикл в снежный, позволяя райдерам мчаться по склонам со скоростью до 100 км/ч. Таким байком гораздо легче маневрировать, чем снегоходом. За пять лет продаж компания Timbersled нашла тысячи поклонников и даже создала новый вид спорта.

Snowbird 6

Винтоприводные машины были впервые разработаны в 1960-х русским Космическим агентством для доставки в цивилизацию космонавтов в случае их приземления в снегах Сибири. Конкретно Snowbird 6 создали для пересечения Берингово моря. Во время этого путешествия, которое состоялось в 2002 году, ему предстояло плавать в воде, карабкаться по айсбергам и ехать по снегу. И все это при средней температуре в -40 ºC.

Snow Crawler

Snow Crawler – это эволюция снегоходов. У него есть кабина, электрический двигатель, а сам аппарат выглядит так, будто на нем должен передвигаться Джеймс Бонд. Пока это всего лишь концепт, но он просто обязан появиться в серийном производстве.

Snow Glider

Машина сконструирована отцом и сыном Захрадками. Несмотря на свой незамысловатый вид, Snow Glider может развивать скорость до 120 км/ч. Разработчики пытаются внедрить свои аэросани в скиджоринг – зимний спорт, в котором лыжник едет за тянущим его собаками, конем либо чем-то моторизированным вроде снегохода.

Подписывайтесь на Квибл в Viber и Telegram , чтобы быть в курсе самых интересных событий.

Зимний офф-роуд - это национальная российская забава. Покорять его должен уметь каждый местный водитель…

Почему машина буксует, хоть и не села на «брюхо»? Как ездить по снежной целине? С такими или подобными вопросами зимой сталкиваются большинство неискушенных владельцев полноприводной техники.

МАТЧАСТЬ

Great Wall H6 - автомобиль с современным жестким несущим кузовом и независимой подвеской всех колес. Антиблокировочная система с функцией распределения тормозных усилий (ABS+EBD) повышает безопасность на скользких покрытиях, а низкий центр тяжести и эффективные амортизаторы позволяют ездить зимой уверенно.

Не для кенгуру. Увлекаться прыжками на этом снегоходе не стоит, конструкция рамы может не выдержать больших нагрузок

А главные сомнения и споры возникают относительно резины. Какой протектор лучше - грязевой, универсальный или зимний? Увы, чудес не бывает. На снегу всегда и во всех обстоятельствах лучше работают зимние шины. Это неудивительно - ведь у них специально сконструированные мелкие ламели, которые крепче других разновидностей умеют держаться за снег и лед. Кстати, если не рассматривать зимнее покрытие рек и озер, а также дорожный гололед, то снег - это тоже разновидность льда, только в более рыхлой форме. Под воздействием шин снег утрамбовывается и может превращаться в нормальный жесткий лед. Крупный рисунок протектора внедорожных покрышек в таких случаях становится абсолютно бесполезным. Универсальный - лучше, но тоже неидеален. Так что выучим первое правило: для движения по снегу используем зимнюю резину, и желательно с шипами.


НЕ ТОРМОЗИ!

Еще не так давно, когда в нашей стране зимняя резина существовала только в виде теории, опытные водители возили зимой в багажнике мешочек с песком. В сильный гололед некоторые подъемы на нечищенных трассах становятся непреодолимыми. А порой не получается даже выехать из ворот частного дома. Подсыпанный песочек помогает избежать пробуксовки.

А самое скользкое дорожное покрытие - лед, смоченный водой при температуре около нуля градусов или чуть выше. Это так называемый «черный лед». По нему автомобиль скользит, как по маслу. Рассмотрим наиболее типичную ошибку новичков. Руль вывернут до упора, а машина продолжает ехать прямо. Рефлекторно давим на тормоз и… вылетаем в сугроб. А что нужно было сделать? Выставить передние колеса в менее вывернутое положение и не слишком сильно нажимать на тормоз, то есть тягой колес «заправить» автомобиль в поворот. Отсюда второе правило: оказавшись на скользком участке, не крутить резко рулем и не пользоваться по возможности тормозами. А потому даже на ровной и прямой дороге следует избегать высокой скорости. Плавные действия рулем и газом заставят машину хоть и нехотя, но все-таки откликаться. Резкое же маневрирование обязательно приведет к неприятностям.

Протектор. Если мороз сильный, а резина холодная, протектор забивается снегом

Тепло. Если резина теплая, например, после интенсивной пробуксовки, протектор будет плавить снег и очищаться

Проверь. Прежде чем преодолеть сугроб, убедись, что под ним не скрывается пенек или забор

ТОНУТЬ, ТОЛЬКО ТОНУТЬ!
Снег не является грунтом. Это замерзшая вода. Ехать по поверхности снега можно толькоy на лыжах, санях и гусеницах, иногда на шинах сверхнизкого давления. Все остальные движители сначала докапываются до твердой основы, а потом двигают вперед. Так работают лапы и копыта животных, ноги человека и колеса автомобиля. Ехать, опираясь на снег, не получается. Так что для езды по глубокому снегу лучше всего подходят узкие шины со злым зимним протектором. С давлением в шинах тоже все наоборот. Его лучше держать не ниже, чем при езде по асфальту. Это позволяет шине быстрее докопаться до твердого дна под снегом. При этом машина меньше «рыскает», легче прорезая колеи в снегу.

ВПЕРЕД-НАЗАД
По сугробам, точнее, по верхнему слою снежного покрытия, если это не «бетонный» наст, можно передвигаться только на лыжах, гусеницах или на шинах сверхнизкого давления. Все остальные движители, прежде чем начнут работать, должны докопаться до основы. Поэтому для езды по рыхлому снегу лучше всего подходят шины со злым зимним протектором и более узким, чем летом. С давлением в них тоже все наоборот. Его желательно немного поднять и держать не ниже, чем для асфальта. Это позволит колесам быстрее добраться до твердой опоры. Также на узких шинах автомобиль будет меньше «рыскать» и легче прорезать колеи.

Зацеп.
В мороз слежавшийся снег дает очень хороший зацеп, почти как на асфальте

Преодолевать сугроб надо ходом, заранее разогнавшись. Только прежде убедитесь, что под ним нет твердых препятствий - например, бетонных блоков или нечто подобного. Двигаясь, все время работайте рулем на четверть оборота вправо-влево, «расталкивая» колесами снег перед собой и эффективно используя боковые зацепы покрышек. Если машина встала - не газуйте и не буксуйте! Включите заднюю передачу и вернитесь немного назад по собственной колее. Затем опять вперед. Так, потихонечку, можно пробить колею даже в глубокой целине. Главный принцип - утаптывать снег под колесами для лучшей опоры. Сложнее, если требуется изменить направление. Каждое колесо пойдет по своей траектории, и колей станет четыре. Не торопитесь и продолжайте использовать технологию «вперед-назад». Это займет больше времени, зато позволит выбраться самостоятельно. Но лучше все-таки стараться выдерживать максимально прямолинейный вектор, избегая поворотов. Или придется доставать лопату и копать. В снегу, так же как и на песке, это самое надежное средство спасения, которое должно быть с вами всегда.

ЗНАТЬ НАЗУБОК
Используй зимой зимнюю резину. По возможности шипованную.
На льду избегай резких движений рулем и действий с тормозами.
При движении по снегу держи повышенное давление в шинах.
Прежде чем штурмовать сугроб, убедись, что под ним нет твердых препятствий.
На целине работай рулем вправо-влево, если не получается продвинуться вперед, не буксуя, сдавай назад.
Всегда держи лопату в багажнике.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!